![Работников «закадрили» на службе Фото с сайта www.mospravda.ru | www.fontanka.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Новые правила воинского учета, обязательные для каждой компании, вызывают у специалистов кадровых служб и юристов множество вопросов. В некоторых случаях выгоднее заплатить штраф, чем бегать по военкоматам и согласовывать списки сотрудников.
Обязанность по учету всех сотрудников, являющихся военнообязанными, существует еще с советских времен. Функции, которые раньше выполняли отделы кадров или «первые отделы» государственных предприятий, возложили на службы персонала частных. В ноябре прошлого года Правительство России утвердило новую редакцию Положения о воинском учете. На состоявшемся на минувшей неделе HR-комитете SPIBA (он объединяет руководителей служб персонала фирм и рекрутеров, входящих в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию), юрист компании Ernst&Young Антов Черных пытался объяснить внесенные в законодательство изменения.
Уполномоченный по офицерам
Даже если в компании работает несколько человек, руководитель обязан уполномочить специального работника вести воинский учет (назначить замармейца). Если же в штате состоит больше 500 военнообязанных, то организация обязана оплачивать труд выделенного сотрудника. Численность «армейского отдела» растет пропорционально численности персонала.
По новым правилам при приеме на работу «уполномоченный» обязан не только вносить данные военнообязанных в личные карточки, но и проверять подлинность военных билетов и приписных удостоверений, информировать комиссариаты об обнаруженных в них неточностях и подделках, а также разъяснять работникам обязанности военнослужащих. «Видимо, надо собрать всех поступивших на работу на лекцию и рассказать о правилах учета, – разъясняет Антон Черных. – Проверять подлинность можно только по внешним признакам».
Еще одна новая обязанность кадровиков – осуществлять контроль за исполнением работниками обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации (прохождению военных сборов и т.д.), а также информировать («стучать») в военные комиссариаты о нарушителях.
Причем военнообязанными признаются не только мужчины от 18 до 45 лет (предельный возраст пребывания на военной службе). Службы персонала обязаны вести учет и представителей слабого пола, имеющих диплом по военно-учетной специальности. А это и медики (врачи, фельдшеры, медсестры), и операторы ЭВМ, программисты, связисты, фотолаборанты, специалисты в области полиграфии, издательского дела, картографии и многие другие.
Мы сами не местные
Главный дискуссионный вопрос – в какой военкомат кадровики должны отправлять информацию о сотрудниках. Ежегодно необходимо также сверять данные о воинском учете в компании со списками комиссариата. Антон Черных уверен, что по месту регистрации работника. То есть если на работу принят гражданин, зарегистрированный, например, во Всеволожске (Выборге, Москве, Оренбурге, Магадане), то в его районный военкомат и надо направлять сведения по воинскому учету. Также «замармеец» обязан ездить по районным комиссариатам Санкт-Петербурга. Такой порядок действительно предусмотрен инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по ведению воинского учета в организациях. Хотя этот документ не является нормативным актом и обязательной силы для компаний не имеет.
Собравшиеся на мероприятие SPIBA опытные представители кадровых служб были удивлены подобной трактовкой закона. По их словам, информационный обмен всегда происходил с военкоматом района, где находится сама организация.
Расходы больше штрафа
Стоит ли руководителю вообще беспокоиться о воинском учете, выделять средства, загружать и без того занятых рутиной кадровиков? Единственное нарушение, ответственность за которое предусмотрено законодательством – несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных гражданах. За такое деяние может быть наложен административный штраф в размере от 3 до 10 МРОТ. За нарушение всех иных правил (информирование и т.п.) вообще не предусмотрена никакая ответственность.
По мнению Антона Черных, указанный штраф может быть наложен на каждого сотрудника, о котором директор фирмы забыл «настучать» в военкомат. Но судебная практика показывает иное – даже за десятикратное нарушение одних и тех же правил может быть наложен только один штраф.
Отдельные кадровики ставят под сомнение саму законность навязывания частным компаниям функций по ведению воинского учета. Ведь в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» записано только, что руководители организаций обязаны оповещать граждан о вызовах военных комиссариатов, обеспечивать возможность явки, а также отвечать на письменные запросы военкоматов в отношении военнообязанных работников. Именно уклонение от таких запросов и влечет наложение штрафа.
Протокол и постановление военный комиссариат должен составить и вынести в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Как показывает практика, армейские чины не очень четко соблюдают закон. Так, проверяя деятельность военкомата, прокуратура Московского района обнаружила, что во всех 32 случаях привлечения граждан к административной ответственности сами комиссары нарушали закон – не составляли протокол, не получали объяснения привлеченных лиц и т.д. Расположенные на территории района компании, уличенные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, отделались предупреждениями.
Павел Нетупский, специально для «Фонтанки.ру»