Преференции, которые государство обещает российским портам на Балтике, на деле оказываются мифом. Глава РЖД Владимир Якунин обвинил в этом окружение президента России Владимира Путина.
Перед заседанием президиума госсовета, который проходил 3 мая в Мурманске, глава государства был поставлен в неловкое положение, благодаря своим подчиненным. Речь зашла о грузообороте Мурманского порта. Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин доложил о невозможности увеличения грузооборота без строительства участка железной дороги. Как пишет газета «Коммерсант», в этот момент министр транспорта Игорь Левитин вспомнил о грузах, которые пойдут через иностранные порты:
– Вы о них не забывайте! – поддержал его президент России.
– Я о них и говорю! – повысил голос Владимир Якунин.– Но извините меня, за год и четыре месяца после вашего посещения Усть-Луги, где вы давали указание подумать с точки зрения создания свободной экономической зоны в портах, ничего не сделано!
И он заговорил о том, что российские судовладельцы в этих условиях начинают вкладывать деньги в развитие иностранных портов, в том числе эстонского порта в городе Силламяэ.
Господин Путин крайне заинтересовался и, не отрываясь, смотрел на главу РАО РЖД.
–- Там им говорят: вот вам освобождение от налогов на имущество, вот вам нулевой налог на прибыль на 10 лет, вот аренда на 40 лет... И их поддерживают люди, на которых заводятся уголовные дела и которые попросили политического убежища в Англии!
Владимир Путин сидел в кресле с выражением лица Бронзового солдата, которого только что перенесли из центра города Таллина на военное кладбище.
– И мы получаем: объем перевозок в иностранных портах за наш счет увеличился на 21% за последний квартал,– говорил господин Якунин.– А объем в российских портах – на 5%! Необходимо создать условия, чтобы грузы шли через российские порты!
Прозрачность намека на поддержку Борисом Березовским российских бизнесменов, которые вкладывают огромные деньги в развитие эстонского порта Силламяэ, была очевидна. Портовым бизнесом в Прибалтике, по некоторым данным, занимаются российские предприниматели Андрей Катков и Евгений Малов. Еще в 1990-ые гг. они имели отношение к нефтеперерабатывающему предприятию «Киришинефтеоргсинтез» и дочерним структурам этой компании, которые занимались экспортом нефтепродуктов через Петербург в Прибалтику. Напомним, что как раз в то время Владимир Путин в мэрии Петербурга курировал внешнеэкономическую деятельность. Как писал в 2004 году «Русский фокус», господа Малов и Катков были хорошо знакомы с Путиным. И в свое время создали такие предприятия, как «Кинеф» и сбытовую компанию «Кинэкс». Издание упоминает среди ближайшего окружения нынешнего президента и Геннадия Тимченко, который также был задействован в экспорте российских нефтепродуктов. Торговец нефтью Геннадий Тимченко, так же как Путин и Сечин, имеет корни в КГБ. "Он очень близок к Владимиру Путину, у них очень хорошие личные отношения", - рассказал британской The Daily Telegraph источник в службе безопасности Кремля. Теперь же, по информации агентства Newsru.com, эстонская фирма Tarcona, которую контролировал Геннадий Тимченко, «зарабатывает нефтедоллары для первых лиц Кремля и их фаворитов». В последнее время господин Тимченко получил контроль не только над сбытом продукции «Сургутнефтегаза», но и «Роснефти».
На этом фоне бойкот эстонских товаров с их мизерным объемом поставок выглядит просто смехотворным. С одной стороны, Москва всеми силами призывает соотечественников проявить солидарность в политическом, экономическом и туристическом бойкоте Эстонии. С другой – российские олигархи, в недавнем прошлом связанные с президентом Путиным, стимулируют развитие эстонских портов, которые являются прямыми конкурентами Усть-Луги и Мурманска и приводят к оттоку миллиардов долларов из России за рубеж.
Станислав Пылёв,
Фонтанка.ру
Поделиться