В Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде слушалось уникальное - «генеральское» дело о строительстве двух дачек силами рядовых срочной службы. Признанный виновным лишь в превышении должностных полномочий начальник ракетных войск и артиллерии ЛенВО Михаил Акулов получил в итоге приговор - штраф 30 тысяч рублей. Это и наказанием назвать нельзя.
Сегодня Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд признал виновным начальника ракетных войск и артиллерии ЛенВО Михаила Акулова в совершении двух преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ (превышение должностных полномочий), за каждое из которых решил назначить ему наказание в виде штрафа в размере двадцать тысяч рублей. По совокупности совершенных преступлений, окончательное наказание генерал-майору определили путем частичного сложения назначенных наказаний, в итоге - штраф 30 000 рублей.
В момент ознакомления с материалами уголовного дела Михаил Акулов заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, - в суде не исследовали дело по существу и не заслушивали свидетелей. При назначении наказания суд учел «длительную и безупречную военную службу подсудимого», а также то, что Акулова ранее никто ни в чем предосудительном не замечал, а вину свою офицер осознал, и чистосердечно раскаялся в содеянном, активно способствовал раскрытию преступления. Даже добровольно возместил причинённый материальный ущерб, по службе командованием характеризуется исключительно положительно, награжден государственными наградами, в связи с чем, суд счел возможным назначить ему наказание в виде штрафа.
Наша справка: военнослужащий войсковой части 64137 генерал-майор Михаил Акулов, 1953 года рождения, состоящий на военной службе в офицерском звании с июля 1974 года, является начальником ракетных войск и артиллерии Ленинградского военного округа, награжден Орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 степени, медалями «За боевые заслуги», «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Органами предварительного следствия Михаил Акулов обвинялся в злоупотреблении должностными полномочиями, выразившемся в использовании их вопреки интересам службы, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, совершенных им при следующих обстоятельствах.
История банальная – генерал-майор обустраивал свои дачи – одну в Лужском районе, в поселке Толмачево (переулок Прохорова, 11) и во Всеволожском районе, в урочище Мертуть, в садоводстве «Заозерное – 1». За рабочей силой на первом объекте Акулов в начале июня 2004 года обратился к командиру в/ч 02561 с просьбой выделить ему нескольких военнослужащих для выполнения хозяйственных работ. Тот, конечно, отказать не мог, и с июня по сентябрь 2004 года со сроками от 2 до 15 дней командование части выделяло шестерых бойцов для работ, не обусловленных прохождением военной службы. А с сентября 2006 года по февраль 2007 года аналогичным образом распоряжался о выделении ему военнослужащих в/ч 02561 и в/ч 25608 для работ на второй дачке.
Обращался начальник ракетных войск и артиллерии ЛенВО и за автотранспортом – в в/ч 25608 и в/ч 41713, отказа, естественно, получить не мог. В мае 2006 года Михаил Акулов дал указание командиру в/ч 41713 подготовить и направить грузовой автомобиль для перевозки стройматериалов на его дачу. Эксплуатацией выделенного Михаилу Акулову для личных нужд грузового автомобиля в период с мая по сентябрь 2006 года государству был причинен ущерб в размере 23.103 рубля 59 копеек. Помимо этого, в период с июля 2006 года по февраль 2007 года по распоряжению Михаила Акулова командованием в/ч 25608 неоднократно выделялись транспортные средства для перевозки личного состава и грузов к нему на дачный участок, чем был причинен ущерб на общую сумму 80.106 рублей 27 копеек, - такие данные содержатся в приговоре. Кроме того, распоряжением Михаила Акулова от 28 августа 2006 года ему, под видом обеспечения учебных сборов, командованием в/ч 02561, двое военнослужащих были откомандированы в в/ч 25608, откуда они, а также еще один военнослужащий, в период с августа 2006 года по февраль 2007 года привлекались для производства работ на даче ныне подсудимого.
Всего, таким образом, в результате использования автотранспорта воинских частей в личных целях Михаила Акулова, государству был причинен ущерб в размере 103.209 рублей 86 копеек. Моральный ущерб, нанесенный генерал-майором армии РФ и ее имиджу, никто не подсчитал. Может быть, зря. А причиненный им материальный ущерб еще в ходе разбирательства генерал-майор Акулов полностью возместил.
«Фонтанке» не удалось сегодня у командования ЛенВО получить ни комментария к этому судебному разбирательству, ни узнать дальнейшую судьбу представителя офицерской элиты армии. Приговор вступает в законную силу через 10 дней.
Тем не менее, первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Виктор Бусловский уже отмечал ранее, что каждый факт, связанный с незаконным использованием офицерами труда военнослужащих срочной службы, "является поводом для досрочного увольнения этих офицеров из рядов Вооруженных сил, невзирая на воинские звания и должности". По его словам, «в министерстве обороны всеми средствами борются с использованием в войсках так называемого "рабского труда" солдат-срочников».
Генерал-майор Михаил Акулов заявил, что не будет обжаловать данный приговор. Да и правильно. Столь мягкий приговор вряд ли станет оспаривать любой здравомыслящий человек.
Напомним, что летом прошлого года командир батальона обеспечения воинской части 78451 Военной академии тыла и транспорта полковник Александр Погудин, в июне 2005 года отправивший военнослужащего Максима Гугаева на принудительные работы, тоже был приговорен всего лишь к штрафу в размере 50.000 рублей. Рядовой Гугаев попал в распоряжение бывшего прапорщика Усевича. На даче у последнего солдат находился до 30 июня, выполняя обязанности. После чего, с ушибами и ссадинами различной давности по всему телу и химическими ожогами "левой ушной раковины, левой околоушной области, левой боковой поверхности шеи, обеих стоп (всего 6% поверхности тела)", был доставлен Усевичем в часть. Кроме описанных "украшений" тело Гугаева, весившее на момент возвращения при довольно высоком росте менее 50 килограммов, было отягощено подкожными и полостными отеками, которые, как показали в суде медики, могли быть следствием лишь общего истощения организма, например, двухнедельного голода. Кассация защиты проштрафившегося комбата была отклонена - решением военного суда второй инстанции приговор гарнизонного суда от 1 июля вступил в силу.
Александр Захаров,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Солдат Максим Гугаев трудился на «незнакомых молодых людей»?
Бухгалтерия рабского труда
Начался суд над прапорщиком - рабовладельцем
Запятнанный мундир отмыть не удалось