Законодатели пытаются запретить рекламу «сопутствующих азартным играм услуг». Что это такое, не могут понять даже в правительстве России. Новый закон может поставить под сомнение легитимность рекламы большинства туристических агентств.
По замыслу автора одобренного 18 мая законопроекта, это лишит недобросовестных организаторов азартных игр возможности использовать «зонтичные услуги» – рекламировать казино под видом концертов, гостиничных услуг и др.
Азартный концерт
Действующий федеральный закон «О рекламе» предусматривает жесткие ограничения на рекламу азартных игр. На телевидении и на радиоканалах она может размещаться только ночью, в печати – только в рекламных или специализированных СМИ. В интернете, наружная и иная реклама казино вообще запрещена.
Внесенный группой депутатов законопроект распространяет эти ограничения и на «рекламу сопутствующих азартным играм и (или) пари услуг». Это гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий – перечень закреплен в федеральном законе «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Поясняя свое творчество, заместитель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский указывает, что требования закона могут не выполняться с помощью рекламы не самого игорного заведения, а через рекламу концертов, ресторанов, развлекательных центров. «Тем не менее, по сути, такая реклама имеет целью привлечение потенциальных участников азартных игр и пари», – констатирует депутат.
Правительство России представило отрицательный отзыв за законопроект: «Законодательство недостаточно четко определяет, какие именно услуги являются сопутствующими азартным играм. Принятие законопроекта создаст возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, породит противоречащую правоприменительную практику и ослабит гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан».
Не ходите питерцы, в Африку играть
Претензии юристов правительства вполне обоснованны. Под предлагаемое Мединским ограничение подпадает реклама практически всех туристических агентств. Например, большинство питерских турфирм (рекламу одной из сетей агентств можно увидеть на щитах) предлагают купить тур в гостиницу Grand Casino Royal, в котором расположено крупнейшее игорное заведение испанского побережья Коста Брава. Отель включен в каталоги, которые издают туроператоры, и агентство не вправе отказаться его продавать конечному покупателю.
Есть казино и игровые автоматы на борту лайнеров Silja Line, Viking Line и других паромных компаний. Путешествия на них (особенно по маршруту Финляндия – Швеция) также предлагают большинство туристических агентств. Рекламируя свои услуги, они рекламируют паром (гостиницу, тур), а, рекламируя гостиницу, по идее Мединского – рекламируют казино.
Непонятна и цель принятия такого закона. Уже через семь месяцев казино и залы игровых автоматов можно будет открывать только в четырех специальных зонах, создаваемых на территории Алтайского и Приморского края, Калининградской области и в Кубани (на границе Краснодарского края и Ростовской области). Вряд ли большую проблему создаст реклама даже на центральном телеканале концерта очень популярной рок-группы, для посещения которой азартному москвичу или петербуржцу надо будет ехать во Владивосток. Владимир Мединский подчеркивает, что сегодня организатор азартных игр может косвенным способом рекламировать свою деятельность под видом спонсорской рекламы культурно-развлекательных мероприятий. Однако никаких поправок в статью 3 закона, регулирующую механизм спонсорской рекламы, представленный им законопроект не содержит.
Игорная палуба
Однако «зонтичная реклама» далеко не единственная проблема выселения игорного бизнес в «зоны». Например, закон запрещает деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета и средств связи. Но вряд ли этим запретом будут руководствоваться компании, находящиеся за пределами России. Российские власти могут попытаться запретить регистрацию домена в зоне RU и открытие хостинга. Но сервер может располагаться в любой точке мира, а деятельность организации будут регулировать законодательством страны, где она будет зарегистрирована. В том числе в любой оффшорной зоне (Кипр, Мальта или др.). Действующее законодательство также не запрещает переводить россиянам деньги на счета, открытые в иностранных банках.
Сложно запретить открытие казино и залов игровых автоматов на судах под иностранным флагом, которые могут стоять в петербургском порту. Их палуба находится под юрисдикции страны, флаг которой развивается на мачте, то есть вне компетенции российских властей. Практика создания таких казино же есть – игорный зал оборудован на борту Boeing 747, который вылетает из Тель-Авива и в течение нескольких часов кружит над нейтральными водами.
Павел Нетупский, специально для «Фонтанка.ру»