Первые подробности об одном из самых закрытых смольнинских проектов – собственном авиапарке – появились в среду. Во время заседания Законодательного собрания Петербурга вице-губернатор Михаил Осеевский сообщил журналистам «все, что он знает из того, о чем ему ничего не известно»: авиапарк Смольного изначально будет насчитывать 1-2 самолета и 1-2 вертолета. Остальные чиновники лишь пожимают плечами и отправляют за дополнительной информацией друг к другу.
Этот глобальный проект до самого начала реализации, возможно, так и остался бы тайной, если бы не одна досадная случайность. На прошлом заседании городского парламента во время обсуждения проекта корректировки бюджета 2007-го года депутаты заинтересовались строкой о направлении 500 миллионов бюджетных рублей в уставной капитал некоего ОАО «Спецуслуги». И с удивлением узнали, что "формируется парк самолетов и вертолетов, нужных для бизнес-переговоров". Господин Осеевский объяснил, что для получения крупных инвестиционных проектов необходимо обеспечить быстрое и комфортное перемещение участников соглашений. Заниматься организацией авиапарка предстоит структуре, в которую вкладываются деньги. Причем не первый год. По данным «Коммерсанта», в прошлом году на формирование уставного капитала ОАО «Спецуслуги» был направлен миллиард рублей.
Об этом, как выяснила «Фонтанка», свидетельствуют данные Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), в которой был зарегистрирован отчет об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Спецуслуги", размещенных по закрытой подписке. В соответствии с представленным в ФСФР России отчетом об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг компания разместила 1 млрд акций номинальной стоимостью 1 руб. каждая. Общий объем допвыпуска составил 1 млрд руб.
На официальном сайте городского правительства наряду с ГУП «Смольнинское» (обслуживает автопарк правительства) мы смогли обнаружить только одну компанию с названием «Спецуслуги», указанием директора - Василия Дротенко, адреса (на Введенской улице) и телефона. Только по нему никто не отвечает. Официальная сфера деятельности этой фирмы к самолетам пока не имеет никакого отношения: по одним сведениям, компания с таким названием занимается озеленением и благоустройством, по другим – продажей, арендой и обслуживанием туалетов и санитарно-туалетных контейнеров (устройство которых наверняка попроще авиационной техники).
Еще неделю назад Михаил Осеевский ничего не сказал о параметрах будущего авиапарка. А сегодня (припертый к стене вопросами о том, куда же направляются 500 миллионов рублей) сдался. И сообщил, что в авиапарке может быть 1-2 самолета и 1-2 вертолета. На первых порах, мол, хватит. Прояснить при этом ситуацию с наличием или созданием в Петербурге вертолетных площадок, необходимых для использования винтокрылых машин, не смог, заявив, что этот вопрос пока не обсуждался. Коллега Осеевского, заведующий хозяйственной частью Смольного, руководитель Администрации губернатора Виктор Лобко проявил еще меньшую осведомленность, отсылая за прояснением ситуации к Осеевскому.
По данным газеты «Коммерсант», для собственных потребностей городской администрации может вполне хватить и двух самолетов. Для этого подойдут машины, которые обычно используются в бизнес-авиации (Falkon, Cessna). Стоимость одного такого самолета в среднем составляет около $40 млн. Другой эксперт в авиационной отрасли сообщил Ъ, что эксплуатация небольшого самолета Falkon в месяц обойдется в $15-20 тысяч независимо от того, стоит он на земле или летает. Поэтому управляющая компания может уменьшать накладные расходы, если будет использовать самолеты для коммерческих полетов в то время, когда они не используются чиновниками. О чем и говорил Михаил Осеевский в ЗакСе, отметив, что проект призван приносить прибыль бюджету.
Самый известный в Петербурге вертолет – это тот, который летает с площадки Петропавловской крепости и показывает за нескромную плату всем желающим панорамы города. Однажды он был использован в правительственных целях. На нем совершали «облет» Петербурга и с высоты птичьего крыла сопоставляли увиденное с генеральным планом. Но этот вертолет вряд ли сгодится для правительственных целей. Как и другие, менее известные, вертолетные площадки. Существующие при больницах, заводах и просто на крышах домов. В Приморском районе создается новая площадка – МЧС-овская. Ее можно будет эксплуатировать, если Шойгу позволит.
Пока для перелетов чиновники Смольного используют самолеты авиакомпании "Россия", либо чартерные рейсы. Новый авиапарк будет располагаться в «Пулково», - заявил вице-губернатор Осеевский. А кто будет заниматься эксплуатацией? Возможно, ГТК «Россия», имеющая большой опыт в обслуживании первых лиц государства? «Никаких официальных предложений со стороны Смольного к нам пока не поступало», - сообщили в авиакомпании. И пояснили, что любая организация может покупать любую технику, однако на ее эксплуатацию должна быть лицензия. Аэропорт не может сам эксплуатировать самолеты, этим занимается авиакомпания с соответствующей лицензией. Какой именно – зависит от техники. Чтобы выполнять полеты, необходимо свидетельство эксплуатанта. Для того, чтобы Смольному создать свой авиапарк, по сути необходимо создать новую авиакомпанию (а это очень длительный процесс и ОАО «Спецуслуги» вряд ли годится на эту роль – авт.), либо передать технику действующему авиаперевозчику. В ГТК «Россия» к сотрудничеству, в принципе, готовы. На федеральном уровне спецсамолетами авиакомпании пользуются президент России, премьер-министр, председатели Госдумы и Совета Федерации, министр иностранных дел.
Известно, что полпред в Южном федеральном округе Дмитрий Козак использует в качестве летающего кабинета Ту-134, которому не один десяток лет. Приволжский экс-полпред Сергей Кириенко облетал свои владения на арендованном вертолете марки «Робинсон Р-44». Вертолет с кожаным салоном — любимое средство передвижения тверского губернатора Дмитрия Зеленина. Глава Красноярского края Александр Хлопонин фрахтует самолет Як-40 авиакомпании «Эвенкия», или Як-42 «Красэйр». В аэропорту Краснодара стоит «на приколе» французский самолет «Airbus A319» стоимостью 47 млн. долл. президента Адыгеи миллиардера Хазрета Совмена. Став губернатором Чукотки, Роман Абрамович до своего места работы из Москвы добирался на арендованном «Боинге» и потом приобрел за 50 млн. долларов «Boeing Business Jet». Впрочем, за границей у олигарха имеется машина и покруче — «Boeing-767» за 100 млн. долларов.
А вот в Петербурге ничего такого нет. Да и соседи – не богаче. Как сообщил «Фонтанке» пресс-секретарь губернатора ЛО Валентин Сидорин, при прежнем главе области был куплен самолет ТУ-154. Он достался Валерию Сердюкову «в наследство», не использовался и был продан лет пять назад.
На чем будет летать Смольный, пока неизвестно. Но, как считает представитель Смольного в ЗакСе Михаил Бродский, даже если кто-то считает, что это – роскошь, обосновать, что это жесткая необходимость вполне реально.
Александра Медведева
Светлана Борисова
Фонтанка.ру
Поделиться