Работа по формированию казны Петербурга на три года стартовала. В пятницу в городском парламенте прошло фактически «нулевое чтение» первого трехлетнего бюджета Петербурга, параметры которого пока не известны – в Смольном высказывалось лишь предположение, что он достигнет 500 миллиардов рублей. Но проблемы технического свойства уже обнаружились. Для того чтобы город успел их разрешить, пилотный проект «бюджет 2008-2010» Петербург будет запускать под чутким руководством коллег из Госдумы.
Первые консультации по трехлетнему бюджетному планированию в городском парламенте дал председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы Юрий Васильев. Большая часть его речи была посвящена новациям в формировании российской казны. В частности, Васильев рассказал о том, что стабилизационный фонд будет разделен на резервный и Фонд будущих поколений, причем объем первого составит 10 процентов от ВВП (туда будут направляться почти все нефтегазовые доходы), а в Фонд будущих поколений - "излишки" доходов от экспорта другого сырья. Согласно законопроекту, профицит федерального бюджета в 2008 году составит 0,2 процента ВВП, в 2009 году - 0,04 процента, а в 2010-м будет нулевым. Номинальный объем ВВП РФ в 2008 году ожидается на уровне 35 триллионов рублей, в 2009 году - 39,6 триллиона, в 2010 году ВВП составит 44,8 триллиона.
Как сообщил Васильев, Госдума уже ждет из северной столицы поправки в финансирование городских нужд на три года. Что касается федеральных средств на городские программы, то пока известен лишь приблизительный перечень городских нужд, в основном это социальные программы, от выплат пособий на детей до социальной поддержки ветеранов и жертв политических репрессий. Всего из федерального бюджета будет «забито» для Петербурга 7,8 млрд на 2008-ой, 7,7 миллиардов на 2009 и 7,8 миллиардов на 2010-ый годы.
Впрочем, у Петербурга уже есть опыт долгосрочного планирования. Перспективный финансовый план может лечь в основу долгосрочного бюджета.
Вице-губернатор Михаил Осеевский говорил о нерешенной проблеме лекарственного обеспечения федеральных льготников. Васильев не смог ответить на вопросы, как будет покрываться накопившийся долг федерального бюджета на льготные лекарства для петербуржцев в 2 миллиарда рублей. Как сказал Осеевский, министерство здравоохранения пока не смогло найти механизмы для разрешения ситуации. И с каждым днем она усугубляется.
Другие проблемы планирования обозначил председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Законодательного собрания Ленинградской области Анатолий Зайцев. По его словам, особых новаций в принципах формирования бюджета нет. Он по-прежнему составляется по схеме, закрепленной еще в 90-ые годы, которая не менялась. А проблему Зайцев видит в распределении доходов от налоговых поступлений, больше половины из которых направляется в федеральный центр. Петербургские специалисты отметили, что для них в этом вопросе важно, не сколько денег направляется, пусть даже это 50 процентов, а стабильность и отсутствие скачков в процентном соотношении распределения долей между федеральным и региональным бюджетами. Юрий Васильев при этом изложил другую сторону вопроса. Он отметил, что из 89 субъектов федерации только 40 обеспечивают федеральную казну поступлениями доходов от налогов. Причем, чем больше регион зарабатывает, тем больше он отдает. Так что совершенствовать межбюджетные назначения надо.
Над петербургским трехлетним бюджетом придется работать все лето. Как сообщил председатель бюджетно-финансового комитета ЗС Петербурга Владимир Барканов, внести в парламент его необходимо до сентября. В то время как федеральный бюджет, по словам Васильева, должны принять до думских каникул.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Поделиться