15 мая в центре города неизвестные похитили двух детей. А уже 16 мая вечером на домашний телефон родителей поступил звонок. Похитители потребовали 10 миллионов евро. Об этом звонке знают все родственники и друзья семьи Бородулиных, все участвующие так или иначе в похищении, вся правоохранительная группа, десятки оперативников и прокуроров, расследующих это преступление. То есть сотня человек минимум. Не знает только общество.
Тому, как произошло похищение детей на Адмиралтейской набережной 15 мая, СМИ уделили достаточно внимания с первых же часов случившегося. Но мало кто знает (если учесть многомиллионный Санкт-Петербург), что на следующий день похитители потребовали выкуп. Около 20.00 на домашний телефон матери поступил звонок. Спокойный мужской голос посоветовал начать сбор 10 миллионов евро. Жанна Бородулина, разумеется, потребовала доказательства того, что дети здоровы. Голоса детей мать не услышала, но все тот же голос объяснил, что им нужны не жизни, а евро. Далее голос высказал не-адекватное пожелание. Он предупредил Жанну Бородулину о том, чтобы никто в милицию не обращался и прекратил общаться с журналистами. Последнее, очевидно, исходит из драматургии любого похищения и сказано потому, что так положено. Ведь на момент звонка все телеканалы транслировали эту новость, а представители МВД и прокуратуры скупо, но подтверждали происшедшее.
Может быть, поэтому отец детей – Павел Бородулин достаточно безразлично прокомментировал журналисту «ТС» свое отношение к звонку. С его слов, это какой-то розыгрыш и чепуха. Несмотря на его олимпийское спокойствие, на протяжении всего периода его пребывания в институте им. Поленова с небольшой травмой головы, доставшейся ему от нападающих, опираться в рассуждениях на все сто на реакцию отца не стоит. Ведь по информации оперативников Адмиралтейского РУВД, требующей дополнительной проверки, еще на месте происшествия отец якобы заявил, что знает, кто похитил его детей, в помощи милиции не нуждается и разберется сам. Согласитесь, если эти слова действительно были произнесены, то это скорее речь итальянского гангстера, нежели бывшего классического музыканта.
Вернемся к звонку. Рассчитывать, что звонок не контролировался, мог только дебил. А дебилы, пытающиеся выкрасть детей, попадаются через полчаса. Отсюда преступники продумали техническую сторону вопроса, и все усилия Оперативно-технического управления ГУВД были напрасны (технология значения не имеет, но это факт). Это говорит о том, что преступление было совершено не эмоционально. Что хорошо, если можно такое произнести. Потому что чем выше продуманность, тем лучше детям, попавшим в заложники.
Если говорить о реальности требуемой суммы, то теоретически такие деньги могут быть собраны (а, возможно, она умышленно завышена вымогателями). Жанне Бородулиной по наследству досталась серьезная недвижимость в центре города, гаражи, деньги в Швейцарии. Наверняка преступники имеют несоизмеримо большую информацию, чем оперативники ГУВД, так как практика (увы) показывает, что потерпевшие, как правило, не до конца бывают искренни с органами. Особенно при похищении детей с целью выкупа. И естественно, мать в таких ситуациях кидается за помощью ко всем, к кому можно, и нередко к кому нельзя.
При учете того, что большинство родственников семьи Бородулиных - выходцы из Северной Осетии, а именно из Беслана, то список лиц, подключенных к поискам, может быть огромен. (Родная тетка Жанны Бородулиной переехала из Беслана в Санкт-Петербург вместе с сыном, невесткой и двумя внуками незадолго до нападения террористов на школу.) Напомним, что похитители выглядели как выходцы с Кавказа. Отсюда не исключено, что среди помощников может находиться и организатор преступления. Такие схемы неновы.
Что же касается поведения Бородулиных и их родственников, то картина здесь странная и внешне прозрачная. Единственное нормальное поведение - у матери, так как Жанна Бородулина ненормальна после случившегося. Если же вспомнить, что с первым ребенком произошла трагедия – он утонул в семилетнем возрасте, то Жанна Бородулина несет тот крест, который не пожелаешь и врагу. Остальные же спокойны, а это настораживает.
Об отце мы говорили. Родственники по беслановской линии – некие Мухины, судя по всему, особенно тоже не нервничают. Так, дядя похищенных – Дмитрий Мухин через несколько дней при беседе с журналистом деланно удивился тому, что детей, «оказывается», похитили. С его слов, он услышал об этом впервые от сотрудника «ТС».
Наследство отца Жанны Бородулиной – ныне покойного Василия Овчинникова было распределено после его смерти законно и справедливо. Но. Только с точки зрения Овчинникова. Возможно, суммы на счетах и недвижимость и явились фундаментом семейных конфликтов, о которых, кстати, открыто говорит, например, бывшая сожительница Овчинникова – молодая Юлия. Каминина Юлия прожила с Василием Овчинниковым около трех лет, а ныне вынуждена снимать комнату в коммуналке. И именно у неё в первые же дни после похищения был проведен обыск, не давший никаких результатов.
Рассуждать бесконечно могут не только дилетанты-журналисты, но и профессионалы, которых, кстати, в России единицы. Ведь похищение детей с целью выкупа – редкость, а значит, ни устойчивой практики, ни статистики попросту нет.
Но, если взять за основу наследственную версию, то, скорее всего, обмен детей на требуемую сумму будет назначен где-нибудь в пограничных районах Осетии (практически безопасно для злоумышленников). В таком случае меры (прежде всего по спасению детей) будут предпринимать военные, так как, при всем уважении, городской оперсостав в горах контрпродуктивен.
Судя по отсутствию повторных звонков, преступники избрали наиболее комфортную для себя тактику. Чем дальше от 15 мая, тем менее эффективна работа силовых ведомств. Почему? Так устроена жизнь. При информационном тупике оперативные службы начинают расследовать преступления формально – для ожидаемых дежурных заслушиваний и обзорных справок. В жизни случаются и летние сезоны, отпуска, иные резонансные преступления… Именно после такой паузы преступникам выгодно бесконтрольно со стороны государства выйти на потерпевших.
Главное же в этой истории – это здоровье детей. А уже потом ленинский принцип неотвратимости наказания. Но какой бы веры ни были негодяи, рядом с ними Бога нет. В конечном счете чего хотят, тем и захлебнутся.
Справедливости ради, необходимо отметить, что это Шерлоку Холмсу легко было раскрывать, когда у него преступники громко говорили, а он подслушивал, когда практически каждый убитый зажимал в пальцах волос убийцы. Так-то и АЖУР может. Практика же оперативно-розыскной работы во все времена накладывала чудовищные ограничения на теорию сыска.
Будем надеяться, что похитители детей ошибутся первыми. Лучше бы это произошло рано.
Егор Иванов
Полностью текст читайте в новом выпуске газеты "Ваш тайный советник" от 4 июня
Ранее по теме:
Похищение детей. Дела семейные;
Детей похитили с целью выкупа – считает отец;
В Петербурге разыскивают похищенных детей
Поделиться