Депутаты городского парламента все-таки получат средства т.н. «депутатской поправки» для распределения на нужды избирателей. В среду на заседании городского парламента ко второму чтению бюджета были поданы поправки, получившие новое название – «фракционные». Однако есть опасения, что, когда будет сформирован бюджет, депутатам позволят только утверждать его. А вносить дополнения – только под бдительным присмотром Смольного.
Надежды на то, что когда-нибудь депутаты все-таки избавятся от пресловутых «депутатских поправок», опять не оправдались. Несмотря на то, что в городском парламенте на соответствующие вопросы уже несколько лет отвечают не иначе как: «Мы не понимаем, о чем вы говорите», к бюджету города они все равно подаются. Этот год исключением не стал. В среду в городском парламенте корректировку бюджета рассматривали во втором чтении. Помимо общеизвестных цифр и статей, в него попали четыре «фракционные» поправки. Разные фракции деньги распределяли по своему усмотрению и не везде учитывали интересы конкретных депутатов, на каждого парламентария выпало примерно по 7,3 миллиона рублей. Те депутаты внутри фракций, которые имели округа в третьем созыве и избрались по ним заново, средства направляли на свои бывшие вотчины, ставшие уже просто территориями. «Новенькие» депутаты и фракции согласовывали доверенные бюджетные деньги с комитетами и районными администрациями. Так, фракция КПРФ сориентировалась на поддержку ряда СМИ и часть поправок согласовала почти со всеми районами. ЛДПР направила средства в Комитет по печати Смольного. Единороссы решали свои вопросы по территориям. Даже эсеры получили поправку. И тоже по 7,3 миллиона рублей. Но не всем. Из-за депутата третьего созыва, не прошедшего в парламент Владимира Кучеренко, деньгами обделили его последователя Евгения Марченко. Как уже писала «Фонтанка», Кучеренко при формировании бюджета на текущий год включил поправки на 46 миллионов на ряд не существующих общественных организаций в чужом районе. Всего на депутатские нужды было выделено ориентировочно порядка 365 миллионов рублей. Напомним, что это – только корректировка бюджета. По самому бюджету на 2007-ой год еще в конце прошлого года депутатам было предложено «расписать» 87 миллионов рублей.
Практика распоряжаться частью бюджета Петербурга по своему усмотрению появилась у депутатов накануне выборов главы города в 1996 году, с благословения мэра Анатолия Собчака. Именно с того года 2 процента от расходной части городского бюджета стали поступать в распоряжение местных парламентариев. Четырежды в судебном порядке предпринимались попытки ликвидировать поправку, но это приводило лишь к переименованию ее из «резервного фонда» в «коллективную поправку», затем в «комиссионные поправки» и в «пакетные поправки».В процессе принятия бюджета в 2003 году было принято «окончательное» решение о ликвидации «пережитка». Однако поправка возродилась под названием «Поправка Бюджетно-финансового комитета N 1». Как говорится, воз и ныне там – с тех пор так называемая «депутатская поправка» ежегодно продолжает существовать, но в завуалированной форме. Парламентарии перестали от своего имени направлять средства из городской казны, однако не перестали готовить, согласовывать и включать в роспись бюджета статьи под кодовым названием. Теперь поправка будет называться «фракционной». Особенно актуальной эта статья становится накануне избирательной кампании. Учитывая, что не за горами выборы в ГосДуму, переход поправок с «депутатских» на «фракционно-партийные» вполне объясним.
Помимо громких заявлений о несуществующей поправке, реальных шагов к отказу от возможности «порулить» двумя бюджетными процентами депутаты не предпринимали никогда. Прецедент случился, когда депутат третьего созыва (ныне не прошедший в парламент) Владимир Белозерских предложил рассмотреть соответствующее обращение к губернатору города. Не воспринимать серьезно эту инициативу заставила лишь репутация экс-депутата, отличающегося эпатажными и излишне оригинальными инициативами. В конце января текущего года депутат призвал отказаться от бюджетных средств, направляемых в избирательные округа, и создать вместо этого стабилизационный фонд размером в 4 миллиарда рублей. Как было указано в его запросе, депутатский фонд всегда был лазейкой для направления средств из бюджета на «прикармливание» конкретного избирательного округа, и эта практика всегда порождала множество злоупотреблений. По его мнению, необходимо было создать фонд, средства из которого могли бы расходоваться на крупные целевые программы по указанию губернатора с учетом мнения руководителей партийных фракций ЗакСа и совета почетных граждан Петербурга. Однако предложение принято не было.
За депутатов все решил бюджетный кодекс. Параллельно с рассмотрением бюджета города во втором чтении «за основу» было принят законопроект «О бюджетном процессе». Законопроект принимается в связи с переходом на трехлетнюю систему планирования бюджета и приводит городское законодательство в соответствие бюджетному кодексу РФ. Однако в нем есть несколько положений, которые не нравятся петербургским парламентариям. Во-первых, депутаты не смогут самостоятельно инициировать появление новых целевых статей. Для того, чтобы предложение конкретного депутата было включено в бюджет, он должен получить одобрение Комитета по финансам Смольного и БФК. А так депутаты смогут лишь корректировать существующие статьи бюджета. Во-вторых, при рассмотрении законопроекта по бюджету в третьем чтении выступать с обсуждениями и предложениями смогут лишь руководители фракций и органов собрания.
Кроме этого, законопроект предусматривает, что целевые программы теперь могут формироваться губернатором, а не утверждаться законами. Подобный законопроект непосредственно перед мартовскими выборами Смольный пытался внести в городской парламент. Однако даже «предвыборные» парламентарии не повелись на такое ноу-хау. Законопроект был вовремя и без скандалов «заморожен». Однако проявился теперь в виде положений нового бюджетного документа.
Александра Медведева
Фонтанка.ру