Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 10

2 м/с, ю-з

762мм

75%

Подробнее

Пробки

3/10

Без бумажки турист - букашка

290
ПоделитьсяПоделиться

Новая форма путевки, утвержденная Минфином, создаст проблемы для туристов. Теперь в нее нельзя вписывать условия тура, а значит, доказывать за что «уплачено» будет значительно сложнее. Большинство туроператоров и агентов и так не желают исполнять новый закон, который должен был гарантировать качество услуг для российских туристов.

Министерство финансов России утвердило новую форму бланка строгой отчетности «Туристская путевка». 17 июля приказ прошел регистрацию в Минюсте и вступит в силу через 10 дней после официального опубликования (ориентировочно в середине августа). Формальное изменение бланка может создать большие проблемы для путешествующих россиян.

Что купили, то не имеем

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» (во вступившей в силу с 1 июня 2007 года редакции), «туристская путевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности». Сейчас любой путешественник получает путевку с указанием маршрута, сроков, вида транспорта (аэропорт/вокзал, время отправления и прибытия, вид билета), условий проживания (название гостиницы и/или категория) и питания, наличия страховки, визовой поддержки, экскурсий и т.д.

Теперь Минфин исключил практически все эти пункты из стандартного бланка, обязательного для всех турфирм. В форму вносятся лишь реквизиты сторон, стоимость тура и его продолжительность. Видимо, финансовое ведомство сочло нужным использовать путевку исключительно как фискальный документ, заменяющий кассовый чек и подтверждающий оплату тура наличными деньгами или пластиковой карточкой. То есть вскоре организации смогут отказаться от контрольно-кассовых машин и даже приходных ордеров. Но первую часть определения (документ, содержащий условия путешествия) – забыли.

Все условия поездки предлагается указывать в двухстороннем договоре с клиентом. Однако содержание этого документа далеко не всегда удовлетворяет требованиям закона и интересам клиента. Чаще всего компании стремятся очень размыто определить состав туристического продукта. К тому же прямой ответственности за такое нарушение не предусмотрено. Например, большинство туроператоров навязывают договор, согласно которому, они не отвечают за перелет: продают билет, а все претензии по поводу задержек, переносов, потери багажа просят предъявлять авиакомпаниям. Причем условия перевозки также «забывают» указывать. Согласно же закону, «туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги)». Но туроператорам этот закон – не указ. А путевка была единственным документом, регламентирующим обязательства именно оператора предоставить совокупность услуг – перевозку, проживание, питание, экскурсии, страховку, визу и т.д.

Нашел, но не дал

При покупке путевки у турагента ситуация осложняется. Практически все крупные операторы навязывают агентствам условия, что договор с клиентом они заключают от своего имени. По закону он должен заключаться от имени оператора, если агентским соглашением не предусмотрено иное. В итоге не совсем понятно, кому предъявлять претензии. К тому же в таких договорах очень часто также «забывают» указать обязательное условие – о размере финансового обеспечения, о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения и т.д.

Кроме того, некоторые агентства заключают сначала договор на поиск тура по заданным клиентом критериям. И действительно: на момент его подписания еще не известно точно когда, куда и за сколько полетит турист. Но оформить потом полноценный договор на реализацию туристического продукта опять же «забывают». А не выдать путевку не могут под страхом санкций со стороны фискальных ведомств.

Спорить с агентствами и операторами практически бессмысленно: менеджеры, оформляющие документы, закон чаще всего даже не читали и работают по стандартной схеме. Руководители агентств также не самоубийцы и вряд ли захотят брать на себя повышенные обязательства. Судебная практика по новым договорам пока не сформировалась. Однако вряд ли суды возложат на туристов ответственность за не соответствие требованиям закона документов, пусть ими и подписанных, но оформленных турфирмой. Во всяком случае ранее большинство подобных недочетов толковалось в пользу клиентов.

Есть еще один выход: искать другого оператора или идти в другое агентство. Рынок туристических услуг на сегодняшний день насыщенный. Несколько смягчает ситуацию и свежее постановление российского правительства о Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта.

Павел Нетупский,
специально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close