Уход 3 августа Михаила Прусака с должности губернатора Новгородской области состоялся. Он был ожидаем. Зачистка его ведомства силами бригады Генпрокуратуры началась три месяца назад. Совсем недавно были отстранены два его вице-губернатора. До этого объявлены в международный розыск легализованные временем и его волей региональные новгородские авторитеты Мхитарян и Кравченко. Они контролировали весь бизнес, всю политику субъекта федерации.
Конечно же, все что они делали и творили – все было при полном взаимопонимании с Прусаком. И, как результат, полномочный представитель президента РФ по СЗФО Илья Клебанов 3 июля 2007 года выделил обстановку в области, как «острокриминальную» (дословно).
На быстрый взгляд можно высказать банальную гипотезу его добровольной отставки. В любых взаимосвязях с авторитетными бизнесменами - вход рубль, выход – два. И мы могли бы сконструировать диалог между Прусаком и его "приближенными" – сегодня скрывающимися за рубежом. Он киношный: либо вытаскивай нас – либо тонем вместе. Но у режиссера всегда не хватает времени и он вынужден обходиться краткими фразами. Жизнь многограннее, и ярка лишь эпизодично.
В политике, как и в жизни, комфортный баланс не вечен. Зафиксированные властью фавориты либо должны ежечасно совершать контролируемые поступки, либо создания обрушиваются на создателя в той или иной форме. Иногда, не желая навредить. Одними своими принятыми решениями, идущими в разрез с законом. А в любом субъекте федерации дел, проблем и тем столько, что если уж доверил кому-то сектор ответственности, то тотальный контроль маловероятен. В обратном случае вертикаль становится зависимой от одного верховного решения по любому, пусть даже незначительному, поводу. И вождь всех начинаний в любую секунду должен испрашивать отчет. Наша страна это проходила, когда вся номенклатура не спала по ночам, так как Сталин работал до утра. А эпос тот умер давно. И вернуться в детство невозможно.
Но история Прусака зависит от подозреваемых в преступлениях одиозных помощников отчасти. Атака Генпрокуратуры стала возможна, только после смены ее руководства, возглавленного Юрием Чайкой год назад и приходом в Северо-Западную прокуратуру его заместителя Александра Гуцана в марте 2007 года. В противном случае главный надзирающий орган натолкнулся бы на закономерный и неуютный вопрос: а где вы спали все прошлые годы, если ситуация в Новгороде запущена донельзя и требует хирургического вмешательства?
Тем не менее, необходимо вспомнить, что такое Новгородская область? Еще при царствовании коммунистической партии ключевым трамплином в Кремль был пост первого секретаря Краснодарского крайкома партии. В связи с тем, что резиденция генерального секретаря ЦК КПСС располагалась именно на вверенной ему территории. И занявший этот пост вскоре перемещался в члены политбюро. Все просто. Во время отдыха владыка местности, на которой размещен объект отдыха, может приникнуть к Телу и в чем-то сформировать мнение первого лица. А это очень дорого стоит. К тому же, даже если и «хозяин» не затронул какую-либо нужную тему, то, в зависимости от характера, он может в узком кругу Садового кольца рискнуть лукавством – объявить о доверительной беседе, информировать об удобной для себя точке зрения Первого. Кто и как проверит?! А действенно перечить подавляющее большинство никогда не посмеет.
А на новгородчине находится Валдай с официальной домашней резиденцией Владимира Путина.
Сам Прусак человек мощный, удачливый, молодой для губернатора (47 лет) и опытный. Плюс расчетливый карьерист. Так, если вспомнить, что своего сенатора Геннадия Бурбулиса Прусак так и не сдал, невзирая на серьезнейшее давление, то произошло это и благодаря валдайским разговорам. А к Бурбулису, после ухода Бориса Ельцина, были сверхпретензии за развитие России в девяностых. По словам наших источников, заслуживающих доверия, Прусак порой умело задавал вопросы Владимиру Путину. Ведь можно спросить совета умело: «Владимир Владимирович, Вы же Анатолия Собчака не бросили в беде? Продолжали его отстаивать? Посоветуйте мне, как вести себя по отношению к Бурбулису?» Что тут ответишь: «А ты человека, которому всем обязан – сдай»?
Вот и за несколько дней до заявления по собственному, семья президента посетила резиденцию. Прусак их встречал. В своей прежней форме он мог бы предпринять важные для сохранения лица шаги. Ведь на него смотрели все. Во все глаза ждали, как он себя поведет в сложной ситуации и какие рычаги подключит. Но такое впечатление, что он устал. Не смог найти никакой свежей идеи. И решил сдать область. Хотя Прусак боец. Таких мало. Можно по пальцам пересчитать: Матвиенко, Сердюков, Лужков.
Да и если бы Путин разрешил ему остаться, автоматически прикрыв этим всю уголовку в отношении него лично, то как продолжить работу без команды? Какая бы она не была.
По-моему, Прусак устал от собственноручно созданной конструкции, при которой в допутинское время он практически публично гордился тем, что держит всех в кулаке: политику, бизнес, неформалов. И когда-то – при Ельцине, назначившем его губернатором, это было нужным и одобряемым качеством. Он взял всю ответственность на себя. Именно за это федеральная власть и поднимала его. Новгородская область стала первой, куда пришли первые иностранные инвестиции. Прусак ездил в Лондон, где познакомился с Маргарит Тэтчер. И далее – по списку... Все эти ходы были с разрешения центра. То есть, если подчеркнуть результат всего вышесказанного по простому: произошла узурпация власти. И жизнь стала развиваться по законам пиршества, где предчувствие похмелья портит праздник.
Вот она ответственность и наступила. Это и есть изъян авторитарной конструкции. Когда период пребывания на должности определяется конституцией лишь внешне. Прусак богатырствовал 16 лет. И теперь ушел по плохому, с непредсказуемым в памяти сограждан прошлым, которые всегда готовы перевести воспоминания к утрированным чертам заурядного соплеменника. Будущее, увы, сомнительно – во-первых.
Мы живем в удивительно свободное время - все предыдущие правители не посрамлены действующей властью. Горбачев, Ельцин. Их - не "всего лишь двое". За всю многовековую историю России не было и часа, когда одновременно с главой государства здравствовали двое предыдущих. В России либо умирал император, либо его убивали, либо оказывался в глубокой опале, как Никита Хрущев, и радовался, что, еще жив. Ельцин по-медвежьи почувствовал необходимость самостоятельного ухода, и его имя высекли на камне, как великого правителя (то, что многие современники сквернословят – не в счет: придворные летописцы зафиксировали на похоронах обратное, и устная речь не перекочует в письменную). Путин сто раз объявил о невозможности третьего срока и, статистическими опросами, уже при жизни, обречен на величие. А Прусак не смог. При давлении понял, что бунт безнадежен.
И передвинуться на верхнюю ступень со своего уровня не смог. В политике вип–калибра или ты двигаешься неуклонно вверх, либо забываешь, что многие молодые, да талантливые ждут перемен.
И правильно: наследственные кресла – архаизм. Они упразднены февралем 1917-го.
Помимо этого, чины, засидевшиеся сроками при важном портфеле, теряют не столько нюх к опасности, сколько вкус к жизни: всё знают наперед, всем владеют, всю контролируют. Дом – полная чаша. Везде свадебный генерал. Всем желанный крестный. Короче: ску-ко-тень. И порой внешняя заинтересованность сама убеждает фигуранта в том, что он заинтересован истинно.
И те, кто начинает атаку, прежде, проведя рекогносцировку в Администрации Президента, это ощущают. Вплоть до подсознательного уровня. И сразу же получают растерянность недавнего властителя. А последний крайне смущен тем, что будничный и для него изведанный до примитива мир, не такой, как ему хотелось бы.
Отсюда мораль: именно строго прописанные нормы государственного устройства и их исполнение стоят на защите интересов не только нас (пусть народа в идиотском смысле), но и ИХ. Пусть великих. В чем-то кентавров.
И наши времена трансформируются в сказки о богатырях. Никуда не денутся.
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУРа
Господин великий Прусак
5 августа 2007, 14:28
755
Поделиться