Чем ближе выборы в Государственную Думу, тем больше возникает различных политических инициатив, в том числе и предполагающих кардинальные изменения в жизни. Перед началом избирательной кампании в петербургском «Яблоке» появилась группа, готовая предложить альтернативный вариант Российской Конституции. Некоторые скажут: «Они покушаются на «святое»!». Другие согласятся, что Конституция - это не «священная корова», значит, «имеют право».
До недавнего времени Российская Конституция, принятая «жаркой» зимой 1993-го, считалась незыблемой, несмотря на то, что была написана второпях и под конкретного человека – Бориса Ельцина, да еще являлась калькой с французского и американского основных законов. Но неожиданно для всех дискуссию по этому вопросу открыл Владимир Путин, хотя мало кто от него ждал этого шага. Президент предложил увеличить срок правления будущего главы государства до 5-7 лет, а для этого придется вносить изменения в главный закон страны.
Справедливости ради надо отметить, что свой проект Конституции и конституционной реформы не предлагал только ленивый политолог. Одни хотели монархию (например, нашумевший «Проект Россия»), другие – парламентскую республику. Третьи придумывали новые немыслимые органы власти. Например, в одном из проектов, написанном «Институтом национальной стратегии», предлагалось создать некий «Высший совет национального единства». Но все заканчивалось распространением малого тиража «национального бестселлера», зачастую изданного самиздатом, среди узкого круга интеллигенции.
Теперь «эстафету» по написанию Конституции подхватили «Яблочники». (Надо отметить, что в рядах этой партии есть автор «ельцинской» Конституции Виктор Шейнис. Причем, он не рядовой партиец, а целый член федерального бюро).
В образуемой внутри «Яблока» «Демократической платформе» появилась инициативная группа по написанию проекта новой конституции России. Уже через месяц она обещает представить на суд общественности плод своих трудов, или хоть какие-то наметки. По словам руководителя инициативной группы по созданию «демплатформы» Даниила Коцюбинского, по замыслу авторов альтернативного главного закона страны, Россию предполагается преобразовать в парламентскую республику, т.е. парламент будет иметь больше полномочий чем сейчас. Но это не главное, главное то, что Коцюбинский этим проектом хочет реализовать главную идею последних лет своей жизни – максимальной автономизации регионов в отношениях с федеральным центром вплоть до отделения от Российской Федерации.
По словам лидера петербургских «яблочников» Максима Резника, не все партийцы включились в процесс написания Конституции. Некоторые пошли по другому пути. Например, экс-депутаты петербургского ЗакСа Михаил Амосов и Наталья Евдокимова, а также политолог Борис Вишневский готовят концепцию изменения российского законодательства, которую можно воплотить в жизнь, если «Яблоко» получит большинство в парламенте. Похоже, что времени для написания этого труда у них будет предостаточно. Социологи скептически относятся к шансам сторонников Григория Явлинского попасть в парламент.
В политических кругах не все разделяют точку зрения о необходимости менять Конституцию. Например, депутат Госдумы, член фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева против изменения главного закона страны в нынешней редакции. «Изменение в Конституции – это как всегда нестабильность. В нынешнем варианте есть масса возможностей для демократического процесса. Только пока не все ими пользуются», - считает политик.
«У меня нет претензий к действующей Конституции, - считает депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия» Петр Шелищ. - Меня недавно смутила только одна ее норма, правильно или нет выдавать своих граждан». Касаясь вопроса превращения России в парламентскую республику, политик предложил авторам проекта Конституции проделать мысленный эксперимент. Допустим, Путин пойдет на выборы в Думу в авангарде «Единой России» и станет во главе парламента. После этого можно будет говорить, что наше государство по факту станет парламентской республикой, так как Дума может преодолеть любое вето президента. «Для меня не очевидно, какая у нас республика - президентская или парламентская. Сейчас президент имеет больше власти, но эта власть благодаря его авторитету. Не секрет, рейтинг главы государства на порядок выше, чем у палат парламента, даже всех вместе взятых».
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру