Решение о том, платить или нет пассажирам, пострадавшим в аварии поезда №166, пока страховщиками не принято. Риск «теракт» традиционно считается форс-мажорным случаем, на который не распространяется ответственность «ЖАСО». Все пассажиры были застрахованы именно в этой компании.
Компания "ЖАСО" (ранее - Железнодорожная ассоциация страховых обществ) является «дочкой» ОАО «РЖД» и контролирует все страхование на железной дороге. В кассе вместе с билетом пассажиру обычно выписываются два полиса - добровольный и обязательный (от первого экономные пассажиры зачастую отказываются). Полис обязательного страхования стоит 2,3 рубля, но при этом максимальная выплата - 12 тысяч рублей. Полис добровольного страхования стоит 25 или 50 рублей, с максимальной выплатой, соответственно, 75 или 150 тысяч рублей. Но всю сумму пострадавший или его родственники получат лишь в случае смерти или тяжелой формы инвалидности. При мелких травмах "ЖАСО" дает 0,3% от страховой суммы за каждый день непрерывного лечения. Также есть возможность самому платить за лечение, а потом предъявить страховщику счет.
Обычно выплата производится в течение 10 дней с момента получения всех необходимых документов. Нужно заявление пострадавшего, акт о несчастном случае, составленный перевозчиком, документ медицинского учреждения, билет и полис. Если пострадавший лечился самостоятельно, то нужно предъявить квитанции по затратам на здоровье. Но все это понадобится пассажирам злосчастного «Невского экспресса» только если случай, произошедший минувшей ночью, будет признан страховым. На практике страховщики включают в полис пункт «защита от теракта» только по желанию клиента, тогда страховка дорожает на 10-30%.
В петербургском отделении «ЖАСО» ни на один вопрос корреспондента «Фонтанки» ответить не могли, утверждая, что все руководство выехало на место аварии. Тогда нам пришлось схитрить: журналист представился родственником пострадавшего и позвонил в московский офис «ЖАСО» в отдел страхования пассажиров.
«Сейчас составляется список пострадавших пассажиров, опрашиваются пострадавшие, выплаты будут», - сказала сотрудница страховой фирмы на другом конце провода. Правда, она тут же отметила: «Теракт считается форс-мажором, решение о выплатах пока не принято, но помощь будет оказана».
Опрошенные страховщики надеются, что компания «ЖАСО» не бросит в беде застрахованных.
«Если это теракт, то полисом эти риски, скорее всего, не покрываются, - комментирует Евгений Гуревич, заместитель генерального директора ОАО «Русский Мир». – Что касается доли добровольно застрахованных, то она может составлять 70-80%, в фирменном поезде доля может быть больше».
С ним соглашается Денис Кику, заместитель директора петербургского филиала «СОГАЗ», но тут же добавляет: «Взрыв может быть хулиганством, и даже при теракте возможны варианты выплат, - компании в подобных случаях идут навстречу людям. Например, после катастрофы под Донецком ТУ-154 размер выплаты был ограничен правилами страхования и воздушным кодексом. Чтобы люди получили деньги, которых хотя бы хватило на ритуальные расходы, мы приняли решение доплатить им из своей прибыли. Кроме того, теракт – это действие против государства, и, как правило, местные власти участвуют в компенсации ущерба пострадавшим».
Страховщики говорят о зарубежной практике: там идут совершенно по другому пути – пассажиров не заставляют страховаться. Перевозчик страхует свою ответственность, причем часто на неограниченную сумму. Если что-то случается, то страховщик договаривается с пассажиром о деньгах, на основе предъявленных документов о его убытках. Туда могут входить не только медицинские расходы, но и другие потери (например, потеря работы в результате нервного срыва). Если стороны не пришли к соглашению, то дело передается в суд, который зачастую принимает сторону пострадавшего пассажира, - заверяют страховщики.
Георгий Карчик,
Фонтанка.ру
В российской истории страховых выплат не все так гладко: стоит только вспомнить решения федерального суда Московского района – там родственники погибших в авиакатастрофе пытались добиться значительных компенсаций – ничего не вышло. Не далее как 13 августа в Никулинском суде Москвы слушание дела родственников жертв катастрофы самолета «Ту-154» под Донецком к компании «СОГАЗ», которая застраховала ответственность авиакомпании ГТК «Россия» за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, было перенесено на 4 сентября 2007 года.
Семьям погибших в ноябре 2002 года в результате наезда электропоезда на платформу на Балтийском вокзале (по вине сотрудников ОЖД) ЖАСО выплатило по 25 тысяч рублей. Все расходы на проведение похорон взяла на себя ОЖД. Каждому из пострадавших в этом инциденте представители Балтийского филиала ЖАСО вручили страховые суммы в размере 15 тысяч рублей. Все пострадавшие сейчас проходят лечение в дорожной клинической больнице. Лечение оплачивает ОЖД. Но этот случай не может быть показательным – по вине работников ОАО погибли четверо, в больницах оказались пятеро.
Поделиться