Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, южн

748мм

90%

Подробнее

Пробки

3/10

Реклама

В России август – всегда больше, чем август

1095
ПоделитьсяПоделиться

Мощность взорванного на железнодорожных путях СВУ, ставшего причиной катастрофы поезда «Невский экспресс», эксперты оценивают в 1,5-2 кг в тротиловом эквиваленте. У воронки найдены провода и аккумулятор, уже определен вид взрывчатки. Дело на контроле у президента, глава ФСБ говорит о связи произошедшего с обстановкой в Чечне.

Прямо на насыпи стоят три вагона, один лежит по левую сторону от путей, по правую сторону – еще три (у двух обшивка сильно деформирована), чуть дальше стоит еще один. У всех вагонов вырван механизм сцепки. На путях валяются вещи – обувь, одежда, пакеты… Так выглядит сейчас место ночного ЧП.

Вот что рассказала «Фонтанке» очевидец железнодорожной аварии Любовь (которая публикуется в ЖЖ под ником Кatoga, - ее записи были одними из первых в сети):
"В 4 километрах от места происшествия находится деревня Бурга. Именно ее жители первыми услышали грохот и, решив: что-то случилось, поспешили к месту аварии. Именно они первыми стали помогать пострадавшим выбираться из поезда. Все пассажиры и команда проводников были спокойны, помогали друг другу, оперативно сработал и начальник поезда, который сразу дал все необходимые указания и распределил всех по местам. Некоторые пассажиры поезда забирали свои вещи, выходили на трассу (она расположена в 600 метрах от места ЧП) и самостоятельно добирались до Малой Вишеры. Когда на место происшествия прибыли спасатели, паники не было".

Все утро на месте работали специалисты-взрывотехники. Сегодня к новгородским коллегам присоединились специалисты петербургского ФСБ. Уже сейчас результаты их исследований опровергают озвученную ночью руководством Генпрокуратуры по СЗФО информацию о том, что мощность взорвавшегося устройства составляет порядка 250 граммов в тротиловом эквиваленте. В ФСБ и прокуратуре говорят о 1,5-2 килограммах. О том, что было использовано именно такое количество взрывчатки, говорят и размеры оставшейся воронки – 1,6 метра.

С первых часов работы высокопоставленных комиссий на 179-м километре ОЖД заявлялось: если бы не грамотные действия машиниста, массовых жертв было бы не избежать. При торможении после хлопка машинист подал звуковой сигнал, что хоть как-то способствовало концентрации внимания пассажиров, и не пытался произвести экстренной остановки. На момент взрыва скорость состава составляла 190 километров в час, и, несмотря на повреждения локомотива, поезд буквально проскочил мост через реку Черная.

ПоделитьсяПоделиться


Красной точкой на карте отмечен мост через реку Мста. Пресс-служба РЖД официально называла его ближайшим к месту аварии.
Синей точкой отмечен мост через реку Черная, рядом с которым, по словам очевидцев, произошел взрыв. Черная меньше Мсты, но железнодорожная насыпь и мост расположены, по словам местных жителей, примерно на той же высоте. Фото с сайта foto.radikal.ru

ПоделитьсяПоделиться

Фото с сайта train-photo.ru

Высота полотна Мстинского моста (на фото) над уровнем воды – от 8 до 12 метров.

Вид взрывчатки, использованной при изготовлении СВУ для «Невского экспресса», как стало известно «Фонтанке», установлен, но информация об этом не разглашается. Однако доподлинно известно, что на месте взрыва были обнаружены части СВУ, - аккумулятор и провода, протянутые на 5 метров от рельсов. Устройство было заложено в 30 метрах от моста, который должен был пересечь состав, что говорит, как считают в правоохранительных органах, о серьезности намерений преступников. Ведь если бы после взрыва поезд упал в реку, было бы больше жертв. В прокуратуре не исключают, что преступление совершено организованной группой.

Подвергать сомнению мощность СВУ из-за «малозначительности последствий» специалисты не советуют, и заявления о том, что двухкилограммовый заряд может просто разнести состав в клочья, опровергают: в истории терактов на транспорте уже был подобный прецедент. СВУ аналогичной мощности не сильно повредил состав и также, как и в случае с «Невским экспрессом», обошлось без жертв 12 мая 2005 года: пассажирский поезд Грозный-Москва сошел с рельсов в 153 километрах от столицы России, рядом со станцией Узуново. На месте осталась воронка диаметром около 1 метра, и провода, ведущие к одному из рельсов. Пострадали 15 человек. Прокуратура возбудила уголовное дело по статьям "терроризм и покушение на убийство". В апреле 2007 года за это преступление были осуждены Владимир Власов и Михаил Клевачев. Бывшего научного сотрудника ФГУП "НИИ неорганических материалов имени Бочвара" Власова приговорили к 18 годам колонии строгого режима, а бывшего мастера ГУП "Гормост" Клевачева - к 19. Кроме того, подрывников поезда Грозный-Москва обязали выплатить 3,8 миллиона рублей штрафа страховщику РЖД, и 200 тысяч рублей - пострадавшим от теракта. Кстати, сегодня глава ФСБ Николай Патрушев, говоря о теракте на ОЖД, связывал его с обстановкой на Северном Кавказе и вспомнил именно подрыв грозненского состава. В Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре будут рассматривать несколько версий, в том числе диверсию националистов, направленную на дестабилизацию ситуации, а также версию, связанную с ситуацией на Северном Кавказе. Сейчас устанавливают личности всех пассажиров поезда, чтобы потом решать вопрос об их статусе – признать или нет их потерпевшими.



Как пояснил «Фонтанке» один из специалистов-взрывотехников, пожелавший остаться анонимным, последствия взрыва зависели в первую очередь, от способа закладки и от грунта. И при такой мощности заряда разрушения, конечно, могли быть гораздо серьезнее. Источник утверждает, что, судя по остаткам СВУ, оно могло быть как радио- или дистанционно-управляемым, так и сделанным «по старинке» - если подрывник поджигал бикфордов шнур сам. Сейчас эти детали отрабатываются техническими специалистами.



Меж тем, как стало известно «Фонтанке», у фирменных поездов сообщением Петербург-Москва уже были случаи, когда до трагедии оставались считанные минуты.

В октябре 1996 года двое парней, 18 и 19 лет, расшатали рельс на 257 километре ОЖД в Окуловском районе перед прохождением скоростного поезда "Аврора". Как выяснится потом в суде, сделали они это с единственной целью – помародерствовать после массовой гибели. Спасла пассажиров от верной гибели сработавшая система централизации блокировки: светофор перед прохождением поезда с зеленого света переключился на запрещающий красный. Поезд на этот участок не влетел на обычной большой скорости, а медленно вкатился со скоростью 17 километров в час. Иначе избежать жертв бы не удалось. С рельсов сошел только локомотив. Младший из «партизан» в школе учился на одни пятерки, но происходил из люмпенизированной семьи, где оба родителя пили. Отец заставлял собирать окурки, а мать - воровать картошку. Дело было возбуждено по статье "умышленное действие по отношению к железнодорожным устройствам". Молодые люди за жажду злата были приговорены к 10 годам лишения свободы каждый.

Сегодня в транспортной милиции не исключают, что и на этот раз кто-то решил подзаработать на чужой беде, благо в новгородских лесах много снарядов времен ВОВ, и «черные следопыты» умеют выплавлять взрывчатку из боеприпасов.

В 1997 году произошел взрыв в 13-м вагоне поезда "Юность" сообщением Москва - Санкт-Петербург. Опять Окуловский район. Выходец из Дагестана, по версии следствия, пронес в вагон СВУ, и оно взорвалось, когда он решил посмотреть взрывное устройство в туалете. Погибли пять человек, в том числе один ребенок.

СПРАВКА:

24 августа 2004 года причиной катастроф сразу двух самолетов Ту-134 и Ту-154 стали теракты. Самолеты, вылетев из аэропорта "Домодедово", практически одновременно взорвались в воздухе. Ту-154 авиакомпании "Сибирь" выполнял рейс Москва-Сочи, Ту-134 компании "Волга-авиаэкспресс" - Москва-Волгоград. В результате авиакатастроф погибли 90 человек. В обломках самолетов Ту-134 и Ту-154 эксперты обнаружили частицы взрывчатого вещества.

1 августа 2003 года был взорван военный госпиталь в г. Моздок, Северная Осетия. Погибли 50, ранены 82 человека.

20 августа 2002 года произошел взрыв в доме номер 32 по улице Академика Королева в Москве. В результате погибли девять человек. Всего от взрыва пострадали 11 семей.

8 августа 2000 года в Москве прогремел взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13, ранены 118 человек.

В августе 2000 года были предотвращены теракты сразу в 36 городах России, изъято более трех тысяч единиц огнестрельного оружия и огромное количество взрывчатых веществ. Об этом сообщил тогдашний премьер-министр страны Михаил Касьянов на совещании с президентом России Владимиром Путиным.

Еще можно вспомнить августовский путч, августовский дефолт...

Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close