Сейчас

-1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-1˚C

Пасмурно, Сильный снег

Ощущается как -4

2 м/с, южн

741мм

99%

Подробнее

Пробки

2/10

Маломерный флот. Легко ли быть судовладельцем?

1212
ПоделитьсяПоделиться

В Петербурге зарегистрировано более 40 тысяч маломерных судов. Однако есть все предпосылки к тому, что уже в ближайшие пару лет число питерских судовладельцев значительно увеличится. Как получить права на катер экстерном? Что нужно для прохождения техосмотра? На вопросы читателей «Фонтанки» отвечает главный госинспектор ГИМС Петербурга Константин Пашинский.

В Санкт-Петербурге зарегистрировано более 40 000 маломерных судов. Конечно, до соседней Финляндии по количеству водных средств транспорта на душу населения городу на Неве еще далеко. Однако есть все предпосылки к тому, что уже в ближайшие пару лет число питерских судовладельцев значительно увеличится. Как получить права на катер, мотолодку экстерном? Что нужно для прохождения техосмотра? Кто имеет право штрафовать водителя маломерного судна? На эти и другие вопросы читателей «Фонтанки» отвечает главный государственный инспектор ГИМС Санкт-Петербурга Константин Пашинский.

- Сначала уточним, кто должен иметь права на управление маломерным судном. К примеру, имеет человек надувную лодку и электромотор. Нужно ли ему получать права?

- Права получать придется. Даже на самый маленький моторчик. То же касается и паруса даже самой маленькой площади. Не оговорено у нас в законах понятие «площадь парусности пять метров - права не нужны». Сказано, что права выдаются на управление судном с площадью до 12 квадратных метров, до 24 и т.д. Хотя мое личное мнение – не нужны права ни на моторы маленькие, ни на паруса небольшие. Ну не сдают же у нас на права велосипедисты, не нужны права для управления мопедом, несмотря на то, что на дорогах у нас намного больше опасностей, чем на воде. А так получается, приходят к нам пожилые люди, которые раньше на веслах ходили, а теперь по состоянию здоровья не могут грести – и мы им «сдавайте на права!» Я писал и докладные начальству на эту тему, но бесполезно. Все гонятся за «валом», чтобы министру доложить: «У нас зарегистрирован миллион с лишним маломерных судов!». А посмотришь на эти цифры подробней, станет понятно, что половина - это совсем маленькие лодки, которые вообще регистрировать ни к чему. А ведь на регистрационные действия, что для моторной мегаяхты, что для лодочки длиной два метра, времени уходит одинаково. К сожалению, никаких изменений в сторону отмены регистрации небольших лодок не предвидится. То же касается и обязательности прав на управление судном с механическим двигателем любой мощности и парусами любой площади.

-Можно ли сдать экзамен на получение прав экстерном?

- Мы принимаем экзамены экстерном только в самом крайнем случае. Часто приходят люди и говорят «я водитель, 20 лет за рулем, и я все умею». Когда мы показываем тот курс, который нужно изучить, самоуверенность куда-то исчезает. Я могу сказать, что если человек далек от всего «морского», то самостоятельно изучить это невозможно. Экстерн в принципе возможен в исключительном случае, когда приходит человек, уверенный в своих знаниях, но по каким-либо веским причинам не имеющий возможности посещать занятия. Отмечу также, что экстерн принимаю только лично я.

В последнее время мы практикуем так называемое «корпоративное» обучение. К нам обращается какая-либо фирма, сотрудники которой хотели бы получить права на управление маломерным судном. Они организуют группу, предоставляют помещение, а наши инструкторы проводят занятия.

- Каков порядок замены судоводительских удостоверений старого образца на новые?

- Владельцам удостоверений старого образца волноваться не стоит. Все они будут заменены в обычном, плановом порядке. Поэтому никому не нужно срочно бежать в ГИМС.

- Когда будет создана единая база по краденым и угнанным лодкам и моторам?

- Сейчас мы создаем единую базу вообще всех маломерных судов. Задача непростая, учитывая то, что разрозненные попытки создать такую базу предпринимались и ранее. Отсюда разные форматы, разное программное обеспечение. Думаю, что раньше чем через года два базы по угнанным судам ждать не приходится.

- Вопрос, который волнует многих владельцев катеров: когда закончится абсурдное ограничение мощности стационарных двигателей в 75 л.с.?

- К сожалению, это, действительно, абсурд. Кроме того, я всегда говорю, что лодка со стационарным двигателем более безопасна, нежели с мощными подвесными моторами. Но здесь мы долго ничего не могли сделать, поскольку кое-кто считает, что мы отберем хлеб у Речного регистра. Но сейчас уже наметились позитивные изменения, и, пока по неофициальной информации, под статус прогулочных судов с неограниченной мощностью будут подходить некоторые суда внутреннего плавания.

Сейчас многие владельцы катеров переоборудуют свои суда под подвесные моторы. Хочу отметить, что любое переоборудование должно быть обязательно согласовано с ГИМС. Должен быть подготовлен проект, который необходимо представить нам в инспекцию. Мы его рассматриваем, согласовываем, вносим рекомендации и только после этого владелец выполняет необходимые работы.

- Такая же последовательность действий и при постройке судна по индивидуальному проекту?

- Довольно часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда люди строят океанские моторные яхты, а мы даем им только пять километров (даже не миль!) удаления от берега. Люди негодуют: «Почему? Я вот вокруг мыса Горн собрался!». А мы говорим: «Хорошо. Но дайте нам подробные расчеты». А вот их как раз и нет.

Не возникают у нас вопросы только к проектам, опубликованным в «Катерах и яхтах». В остальных случаях нужно прийти к нам в инспекцию и взять перечень документации на постройку, которую нужно будет подготовить. После этого на подготовленную и проверенную документацию ставится штамп «проверено и согласовано», а уж потом – пожалуйста, стройте. Безусловно, мы признаем все документы, к примеру, Ллойда. Однако, все эти они должны быть переведены на русский язык и должным образом оформлены.

- Есть ли дежурные телефоны для владельцев маломерных судов, по которым можно было бы позвонить в случае возникновения нештатной ситуации?

- Ну, во-первых, это телефон спасения 01. Оттуда информация передается в региональные спасательные отряды. Морской спасательно-координационный центр порта Санкт-Петербург (812) 718-89-95 . Помощь можно запросить и по 16 радиоканалу.

- Многие владельцы маломерных судов спрашивают: «Почему при ГИМСе нет магазина, где можно приобрести полный комплект спасательного оборудования»...

- Мы неоднократно собирались сделать такой магазин. Однако, главная проблема – помещение. Если город пойдет нам навстречу, мы, безусловно, такой магазин откроем.

- Существуют ли в нашем регионе понятия «Открытие и закрытие навигации»?

- Обычно у нас традиционной датой открытия навигации считается 15 апреля, а закрытия – 15 октября. С другой стороны, нигде в законодательстве не отражено, что если маломерное судно вышло в плавание в ноябре, к его владельцу можно применить какие-либо санкции.

Беседовал Борис Юров,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close