В Петербурге очень много иностранных компаний: немецкие, американские, шведские, японские… И у каждой фирмы есть свои национальные особенности корпоративной культуры. Что ценят в своих подчиненных американские топ-менеджеры, уважают шведы и терпеть не могут японские руководители? Об этом – обзор «Фонтанки».
Прав был Николай Бердяев, когда говорил, что русский человек всегда ориентирован на абсолютные ценности, а в относительных -проявляет нигилизм. Русскому всегда ближе абстрактные понятия: «нравственное добро», «любовь к ближнему», «свобода», нежели приземленные и конкретные - «миссия компании» и «успешная карьера». Но именно они, «примитивные» относительные ценности, обычно являются доминирующими у большинства зарубежных работодателей. И к этому нужно быть готовым, устраиваясь на работу в зарубежную компанию. То есть руководствоваться тем, что никого не будут интересовать ваши взгляды на политику в отношении Сербии и свежие мысли насчет переустройства мира, зато за вами пристально будут наблюдать, как вы соблюдаете внутрикорпоративные ритуалы.
Недемократичные американцы
Это только в кино американцы хлопают друг друга по плечу, а на корпоративных вечеринках облачаются в одинаковые картонные шапочки и предаются коллективным шалостям. Нет, демократия в американских фирмах существует, но заключается лишь в том, что любой человек, начиная от уборщицы, может высказать свои идеи прямо и без всяких промежуточных инстанций. Более того, эти идеи будут всеми открыто обсуждаться. Если все (а, главное, руководство), решат, что идея чрезвычайно хороша, от автора потребуют ее воплощения в жизнь. Примеры тому, кстати, есть во множестве американских фильмов, когда уборщица и стажер (без пяти минут пенсионер) ловко что-то внедряли и тут же становились богатыми и знаменитыми.
При всем этом американская компания жестко структурирована, имеет множество ступеней, огромное количество правил, а ее сотрудники соблюдают строгую субординацию. Руководитель всегда имеет преимущество и часто использует авторитарный стиль управления. В отличие от многих российских организаций, начальник отдела и подчиненные работают в одном большом помещении. Это, по мнению американских идеологов корпоративной культуры, способствует развитию командного духа, который, впрочем, формулируется не так, как у нас - «один за всех и все за одного», а - «мы все здесь для успеха компании». Поэтому, если кто-то систематически опаздывает на работу, остальные не станут его прикрывать и «входить в положение». Подразумевается, что опаздывающий не должен обижаться, если его «сдадут» начальству. Вообще, самое важное, что ценится в менеджере американской фирмы, - умение общаться, со всеми и вне зависимости от личного настроения.
Американцы, как никто другой, культивируют соревнование, конкуренцию и поощряют индивидуализм. Здесь надо сказать, что от каждого сотрудника компания ожидает безудержного стремления к карьерному росту. Если работник не планирует делать карьеру, значит, он не нужен организации.
Процесс приема на работу происходит путем «многоуровнего» собеседования, с применением немыслимого числа всевозможных методик и тестов. Для отбора на руководящие должности часто используется деловая игра, которая проводится в течение 3-4 дней: от претендентов требуют решения вопросов, связанных с работой руководителя. В конце игры на каждого кандидата составляется подробная характеристика и предоставляется дирекции.
Кстати, на руководящие должности американцы предпочитают отбирать лиц с высшим гуманитарным образованием, в отличие от японцев, которые склонны доверять «технарям».
Медлительные японцы
«Нэмаваси» - древний принцип японского земледелия, когда для пересадки дерева вокруг него долго рыхлят почву, чтобы вырос мощный корень – основа отношений в любой японской фирме. Проще говоря, прежде чем предложить какую-либо идею, надо подготовить коллег и руководство к ее восприятию. Если вдруг на рядовой летучке сотрудник с ходу предложит что-то новое, окружающие воспримут это как агрессию и неуважение, а автор нововведения сразу попадет в разряд «выскочек».
Любая японская организация имеет свою четкую иерархическую лестницу, а потому «инициатива снизу», хотя и не наказуема, но должна пройти по инстанциям всех ступеней. В идеале, любое предложение начальнику должно озвучиваться в неформальной обстановке после совместного ужина и бесед о семье и детях. Начальник выслушает, предложит подкорректировать ноу-хау, сообразно своим представлениям, а также пообещает «подготовить» вышестоящего начальника к правильному восприятию данной инициативы…
Вообще, любое новаторство принимается топ-менеджерами лишь только после того, как они убедятся, что в нем есть и часть их собственных предложений. После того, как рациональное предложение принято, необходимо соблюсти ритуал: автор должен подойти к непосредственному начальнику и от души поблагодарить его примерно такой фразой: «Без вас, мне бы никогда не удалось добиться этого…»
В отличие от американских компаний, в японских фирмах стремление к карьерным успехам не приветствуется. Здесь ценится другое - верность и преданность, поскольку японская фирма – семья. Недаром любой сотрудник по отношению к постороннему человеку никогда не скажет «Я»: только – «Мы».
В японскую компанию приходят работать сразу после университета, а уходят – на пенсию. В процессе собеседования на дежурные вопросы: «Почему вы хотите работать у нас?», «В каком отделении вы хотите работать?» - японские кадровики с нетерпением ожидают следующих ответов: «Мне очень нравится атмосфера вашей компании. Я уверен, что смогу работать здесь полноценно и приносить пользу компании в течение всей жизни»; «Я готов трудиться в любом отделении, куда меня назначат. Моя семья также не возражает против переезда».
Кстати, в японских компаниях, пожалуй, как нигде, ценят трудовые династии.
Скрытные французы
Французы на работу могут ходить в любой одежде: им доставляет удовольствие тот факт, что они могут выразить свою индивидуальность через свой внешний вид. На этом лимит свободы для них заканчивается. Пришел на работу – работай! Даже личные телефонные звонки в рабочее время представители этой нации считают нарушением трудовой дисциплины.
Кроме того, во французской компании не приветствуются дружеские контакты между сотрудниками, считается правильным соблюдать некоторую эмоциональную дистанцию по отношению к коллегам. В качестве компенсации за отчужденность обязательны рукопожатия и обращения исключительно по имени.
Французы, в отличие от японцев, ценят индивидуальные успехи и, как американцы, любят коммуникабельных сотрудников. Совещания у них проходят обычно в форме развернутой дискуссии, отчего часто затягиваются по времени. Вообще, переговоры, диспуты, споры – родная стихия для них. Здесь надо отметить типично французскую особенность: даже если французский менеджер говорит «нет», он все еще открыт для продолжения диалога и готов для дальнейших дебатов. Важные решения обычно принимаются в неформальной обстановке непосредственно руководством компании и спускаются «вниз» как приказ, который не обсуждается.
При найме на работу французы обычно руководствуются субъективными личными впечатлениями. Считается, что если человек пришел наниматься, то сам знает, чего от него хотят.
Скучные немцы
Педантизм в квадрате, аккуратность в кубе – традиционные качества немцев, когда дело касается работы. В немецких компаниях все документы находятся в идеальном порядке, функции и полномочия каждого сотрудника четко прописаны, а вся работа выполняется размеренно и качественно. Совещания назначаются на точное время за месяц, и ничто и никто не может их отменить или перенести.
Конкуренция в фирмах не очень поощряется, а на прием к руководству нужно записываться заранее, причем указав в заявке не только имя и фамилию, но и занимаемую должность. В этом плане немецкая корпоративная культура напоминает организацию труда на отечественных предприятиях в эпоху развитого социализма с той лишь разницей, что на работе отсутствуют какие-либо дружеские связи. Немцы - вообще очень закрытая нация. И если коллега по работе разрешил вам называть его на «ты», невежливо переходить на фамильярный тон сразу. Во многих немецких предприятиях существуют определенные традиции дресс-кода, причем работник должен быть одет сообразно занимаемой должности. Это же правило распространяется и на автомобили.
При приеме на работу могут попросить изрядное количество рекомендаций. А собеседование носит предельно конкретный характер. Немцев интересует только то, что относится непосредственно к работе.
Скромные шведы
Главный постулат шведской корпоративной «религии» - скромность и умеренность. Генеральный директор крупной компании, перемещающийся на «Вольво» 1978 года выпуска, для шведов - абсолютно нормальное явление.
Вполне естественно, что от подчиненных такой начальник ожидает также скромности и умеренности. Считается хорошим тоном, когда работник имеет какое-либо ненавязчивое увлечение, поскольку, по мнению шведских топ-менеджеров, человек с хобби лучше отдыхает.
Совещания по-шведски – нечто среднее между дружеским завтраком и встречей кактусоводов-любителей. Все очень чинно и благодушно, но это обманчивое ощущение. Как правило, все неприятные решения принимаются «узким кругом» и сотрудники узнают о них постфактум.
Не слишком поощряется у них семейственность в трудовом коллективе. Считается, что нельзя смешивать личные отношения с рабочими. Зато на корпоративной вечеринке – можно все! Здесь шведы подлинные демократы и даже владелец крупной корпорации может весело отплясывать в компании с грузчиками.
Трудоустройство в шведскую компанию – целое представление. По мнению работодателей, главное, чтобы кандидат понимал «фишки» фирмы. В одних организациях - это коллекция экзотических рыб, плавающих в огромных аквариумах, в других – выставка детских рисунков. Соискателю в этих случаях надлежит продемонстрировать свои скромные познания в ихтиологии и детском творчестве.
Русские по менталитету, действительно, отличаются от представителей других национальностей. Мы – душевнее, в отличие от единоличников-американцев, и нам тяжело проводить на работе около 40 часов в неделю и не общаться, как это делают большинство французов. Русские предпочитают быть несколько самостоятельнее, поэтому нашему соотечественнику было бы тяжело работать в японской компании. В то же время педантичность, порядок и аккуратность - тоже не русская отличительная черта. Как-то мы привыкли жить на авось.
Россиян очень привлекает перспектива работать в иностранных компаниях. Во-первых, во многих фирмах заработная плата гораздо выше. Во-вторых, соотечественникам кажется, что работать в зарубежной организации гораздо надежнее. А, в–третьих, быть сотрудником американской или французской фирмы – престижно. Как правило, многим важно быть работником фирмы с известным брендом.
Борис Юров,
Фонтанка.ру
Поделиться