В завершение туристического сезона Роспотребнадзор решил принять меры по защите путешественников от недобросовестных компаний. На изучение нового закона, вступившего в силу 1 июня, главе федеральной службы Геннадию Онищенко понадобилось ровно три месяца. По изданному 31 августа разъяснению оштрафовать можно практически каждую турфирму.
Причем сами турагентства теперь поставлены перед нелегким выбором: некоторые требования Роспотребнадзора идут в разрез с указаниями Ростуризма. Формально ни те, ни другие разъяснения не имеют юридической силы. Оба ведомства именуют себя уполномоченными федеральными органами исполнительной власти: один – в сфере защиты прав потребителей, другой – в области туристической индустрии. Вот только за нарушение закона, в трактовке Геннадия Григорьевича, просто будут налагать немалые штрафы.
Отдайте все – я передумал
Больше всего штрафов органы Роспотребнадзора могут собрать, скорее всего, за малозаметный пункт, который включается практически во все договоры – удержание с туриста процента от стоимости тура в случае расторжения договора.
По закону потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с обязательствами по данному договору. В реальности же в такой ситуации c туриста удерживают не расходы, а неустойку.
Например, один из крупнейших российских операторов заберет 5 процентов, даже если тур был забронирован за несколько месяцев до начала путешествия, а клиент передумал лететь на следующий же день после заключения договора. Если же гражданин отказался, например, за несколько дней – ему можно вообще не суетиться с расторжением: денег не вернут.
Только за сам факт включения в договор удерживаемых процентов Роспотребнадзор будет штрафовать каждую фирму на 20 тысяч рублей. «В случае отказа туроператора в возврате внесенных денежных средств потребитель имеет право потребовать предоставления ему информации о реальных расходах исполнителя, понесенных им в интересах конкретного лица. Непредставление такой информации, равно как представление недостоверной или необоснованной информации означает нарушение соответствующих прав потребителя. Включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора части денежной суммы в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную сторону правонарушения», – констатирует Геннадий Онищенко.
Поживу, но не полечу
Даже если турист решил не лететь хотя бы за сутки до отправления, он сможет получить в полном объеме стоимость авиаперелета (а это, зачастую, больше половины общей стоимости тура). Руководитель Роспотребнадзора ссылается на статью 108 Воздушного кодекса РФ, согласно которой пассажир имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, и получить обратно уплаченную за перевозку сумму. Если же это случилось позднее установленного срока, возвращается не менее 75 процентов тарифа. «Все авиабилеты, независимо от того, приобретались ли они на чартерный либо на регулярный рейс, подлежат возврату, с выплатой за них определенной денежной суммы», – заключает Геннадий Григорьевич. Например, турист может не меньше чем за сутки дать заверенную телеграмму в адрес авиакомпании, а потом «тягать» с турфирмы соответствующую сумму.
Стоимость перелета рассчитать будет не так просто. Ведь на чартерном рейсе нет как таковой цены билета: в договоре между авиакомпанией и туроператором обозначается общая сумма фрахтования (найма) самолета. С одной стороны, можно считать цену билета как отношение стоимости фрахта к количеству мест. С другой – стоимость «горящих» путевок, как правило, складывается по схеме «проживание плюс небольшой доход турфирмы». То есть если фирма зафрахтовала самолет полностью, перелет фактически предоставляется клиенту бесплатно. Но если гражданин решит расторгнуть договор за каких-нибудь 25 часов, то по закону сможет получить реально не уплаченную сумму.
Еще сложнее будет вернуть деньги, если тур был куплен у агентства-посредника. «По договору оператор удержит те же самые проценты, – жалуется директор одного из питерских турагентств. – В целом я на стороне клиента, но кто поможет мне вернуть уплаченные оператору суммы. Я могу честно предъявить платежные поручения и все расчеты – они являются расходами исполнителя?».
Непонятно также, как расписывать затраты на проживание, трансфер и т.д., если согласно тому же письму федеральной службы под «туристским продуктом» понимается комплексная услуга, оказываемая за одну (общую) цену, а сложный состав оного продукта «сам по себе для туриста не должен иметь значение с точки зрения механизма защиты его прав».
Путевка с двумя нулями
По мнению Роспотребнадзора, к каждому договору с клиентом турфирма обязана прилагать путевку. Напомним, что всего три недели назад Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) также официально разъяснило, что путевка должна использоваться исключительно при наличных денежных расчетах без применения контрольно-кассовой техники. Если же тур оплатили по «безналу» или с использованием ККМ, то путевка вообще не должна выписываться.
Контролировать применение кассовых машин должно именно ведомство Геннадия Онищенко, а он имеет свою точку зрения на этот вопрос: «Оплата договора безналичным способом не освобождает туроператора или турагента от обязанности оформить туристскую путевку как неотъемлемую часть договора, и впоследствии передать ее потребителю. Реализация туристского продукта без оформления путевки влечет привлечение виновного субъекта к административной ответственности» – штраф до 40 тысяч рублей.
В письме Геннадий Онищенко не требует от подчиненных немедленно начать проводить рейды по турфирмам, хотя какие-либо нарушения (проценты в договоре, отсутствие путевок и т.п.) можно найти практически в каждой компании. Пока указано разработать «комплекс мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг по туристическому обслуживанию граждан». То есть у индустрии есть время осознать требования Роспотребнадзор и наладить их исполнение. Но уже сейчас у граждан есть повод «стучать» на фирмы, уклоняющиеся от выполнения закона, - например, за удержание процента при расторжении договора.
Павел Нетупский,
специально для Фонтанка.ру
Поделиться