Такое сенсационное заявление сделал специально для «Вашего тайного советника» председатель совета директоров Петербургской топливной компании Юрий Антонов. Фактически это интервью – первая официальная реакция крупнейшего в регионе бизнес-холдинга на уже ставшие притчей во языцех вопросы: а что станет с ПТК после ареста Владимира Барсукова (Кумарина)?
На этот вопрос Юрий Васильевич реагирует эмоционально:
– Я очень прошу, опубликуйте, чтобы стало ясно всем: арест Владимира Барсукова в принципе не может повлиять на наш бизнес – потому что он никакого отношения к этому бизнесу не имеет! Кстати, я говорю об этом раз в полгода – когда мы проводим плановые пресс-конференции.
- А простите, в связи с чем вы говорите об этом на пресс-конференциях?
– Потому что ваши коллеги спрашивают!
- Раз спрашивают, значит, есть какие-то причины…
– Не ловите меня на слове. Причины известны – история.
- Выходит, Барсуков когда-то всё-таки имел отношение к Петербургской топливной компании?
– Это не секрет. Одно время Владимир Сергеевич был вице-президентом ПТК. В 2002 году я снял с себя полномочия вице-губернатора Петербурга и возглавил компанию. Примерно тогда же ушел из компании Владимир Барсуков – такое решение он принял сам, потому что понял: это не его... С тех пор Барсуков к нашему бизнесу отношения не имеет.
- То есть вы поссорились?
– Да нет же! Мы приняли решение, которое было оптимально для нас троих. С Владимиром Барсуковым у нас сохранились хорошие человеческие отношения, только с бизнесом это с тех пор никак не связано.
- Но он же не мог вычеркнуть словосочетание «Петербургская топливная компания» из своего сознания. Это же часть и его истории.
– Понимаете, много лет назад, когда ещё покойный Дмитрий Филиппов разрабатывал идеологию Петербургской топливной компании, действительно имелись определённые неформальные договорённости. Я не знаю, какие, я тогда в ПТК не работал, но они были. Тем не менее эти отношения не стали формализовывать. Вот почему я могу ответственно заявить: формально, по документам, между Барсуковым и ПТК нет ничего общего.
- А не по документам, по жизни?
– И по жизни тоже. С 2002 года он не пытался участвовать в принятии каких-то решений, связанных с деятельностью компании.
- Получается, разговоры о том, что после ареста Барсукова на заправках ПТК появятся новые логотипы, несостоятельны?
– Они не имеют под собой никаких оснований.
- Но известно же, что Барсуков вёл переговоры с главой «Лукойла» Вагитом Алекперовым по поводу возможной продажи Петербургской топливной компании.
– Алекперов сам к нему обратился. Видимо, стал жертвой тех же слухов, из-за которых журналисты на каждой пресс-конференции спрашивают меня о связи компании с Барсуковым.
- И что же тогда сказал Барсуков Алекперову?
– Что ПТК не продаётся.
- Последний вопрос: предположим, Барсукову попадётся на глаза наше интервью. Ему не станет обидно, что вы от него дистанцируетесь?
– Нет, я это точно знаю. Мы достаточно доверяем друг другу.
Внутренняя империя
Корреспонденты «Тайного советника» попытались разобраться, а что на сегодняшний день представляет собой единственная полностью петербургская, то есть соответствующая своему названию, топливная компания, которая, кстати, осуществляет поставку топлива примерно для 80 процентов бюджетных организаций города.
Попытка найти ответ на этот вопрос привела к совершенно неожиданным результатам. Во-первых, бизнес, который мы по привычке называем «Петербургская топливная компания», подразумевая сеть бензоколонок, давно уже намного больше и обширнее, чем эта сеть. Несопоставимо больше: через автозаправки проходит лишь около половины всего денежного оборота этой финансовой империи.
При этом отметим: мы пользовались только официальной информацией, почерпнутой из Единого государственного реестра юридических лиц, а также другими открытыми источниками.
Кроме того, выяснилось: весь бизнес принадлежит нескольким людям, среди которых нет подставных фигур. Это председатель совета директоров Петербургского городского банка Андрей Голубев, его супруга, председатель правления банка Ольга Голубева, и два вице-президента ЗАО «Петербургская топливная компания» – Вадим Глазков и Андрей Козырев.
Среди владельцев многочисленных структур, входящих в бизнес-империю ПТК, нет Владимира Барсукова (Кумарина) или его родственников. Вот почему невероятно представить, чтобы к владельцам столь мощной финансовой империи кто-то пришёл теперь и сказал: «Ну, всё, Сергеич сидит, валите-ка вы отсюда!»
Невероятно. Но по городу ходят именно такие слухи.
ЗАО «Петербургская топливная компания»
По большому счёту – это виртуальная фирма, символ и бренд некой весьма сложной системы координат. Её можно назвать управляющей компанией, менеджеры которой координируют деятельность многочисленных бизнес-объектов. Президент ЗАО – бывший вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов.
Владельцами Петербургской топливной компании являются ЗАО «Петербургский городской банк» (77,56 процента), ООО «Промтрейд» (21,87 процента), ИЧП «Вита-Х» (0,55 процента). Если поинтересоваться владельцами основного акционера – Петербургского городского банка, то выяснится, что почти 80 процентов акций ЗАО «ПТК» принадлежат в основном председателю совета директоров Петербургского городского банка Андрею Голубеву и его супруге, председателю правления банка Ольге Голубевой. Около 15 процентов акций ЗАО «ПТК» через несколько юридических лиц контролируются вице-президентами ЗАО «Петербургская топливная компания» Андреем Козыревым и Вадимом Глазковым.
Сеть АЗС
Это, пожалуй, самая видимая часть финансовой империи. Сюда входят почти 150 бензоколонок, в том числе около 100 в Петербурге, 26 – в Ленинградской области, 6 – в Псковской области и 17 – в Новгородской. По сути, сеть АЗС с логотипом «Петербургская топливная компания» является одной из самых крупных отечественных топливных розниц. Специалисты оценивают стоимость всей сети примерно в 1 миллиард долларов.
Это может показаться несколько неожиданным, но к Петербургской топливной компании эта сеть формального отношения практически не имеет. Почти 90 процентов петербургских бензоколонок сети принадлежат ООО «Гатчинская нефтяная компания» (которое, в свою очередь, через ещё одно юрлицо принадлежит в основном супругам Голубевым).
Большинство заправок эксплуатируются арендаторами, которые также связаны с холдингом.
Топливные хранилища
Одно из основных направлений бизнеса компании – нефтехранилища. Как только возникает проблема с поставками топлива, выигрывает тот, у кого есть запасы. В Петербурге исторически существуют 2 крупные нефтебазы. Обе они – ОАО «Нефтебаза «Ручьи» и ОАО «Красный нефтяник» – входят в состав империи Петербургской топливной компании.
Обе нефтебазы практически полностью принадлежат ООО «Транссервис», основные доли которого принадлежат всё тем же Андрею и Ольге Голубевым.
Кроме того, в империю ПТК входит нефтебаза в посёлке Чудово Новгородской области. Эта база предназначена для хранения примерно 5,5 тысячи тонн нефтепродуктов и в основном используется для собственных нужд холдинга.
Специалисты оценивают топливные ёмкости ПТК в 200 миллионов долларов.
Кроме емкостей ПТК в нашем городе есть ещё несколько маленьких нефтехранилищ.
Пассажирские перевозки
Одно из самых динамично развивающихся направлений бизнеса холдинга – пассажирские перевозки. 2 года назад президент ЗАО «Петербургская топливная компания» Юрий Антонов, а также ЗАО «Петербургская топливная компания» и ООО «Гатчинская нефтяная компания» учредили ООО «Петербургская транспортная компания», которая сегодня стала лидером городских платных пассажирских перевозок.
Владельцами упомянутых выше учредителей Петербургской транспортной компании являются всё те же Андрей и Ольга Голубевы. Кроме того, 10 процентов долей компании принадлежат президенту ПТК Юрию Антонову.
Петербургский городской банк
ЗАО «АКБ «Петербургский городской банк» – основной акционер Петербургской топливной компании. По собственному капиталу в первом полугодии 2007 года банк занимал 214-е место среди российских банков, по показателю прибыльности – 178-е. Специалисты подтвердят: с такими характеристиками банк вполне может считаться крупным банком.
«Гранд-палас»
Это ещё один городской бренд, принадлежащий хозяевам бизнес-империи, которую мы привыкли называть Петербургская топливная компания. Шикарный торговый комплекс располагается в здании на Невском проспекте (памятник архитектуры XVIII века, внешний облик которого полностью сохранён) и флигеле на Итальянской улице. На 20 тысячах квадратных метров площади располагаются около 100 дорогих магазинов, ресторан и офис Петербургского городского банка.
Стоимость «Гранд-паласа» составляет, по предварительным оценкам, 100 миллионов долларов. Здание находится в собственности ООО «Гранд-палас», которое практически полностью принадлежит супругам Голубевым (12,5 процента долей ООО принадлежат Андрею Козыреву).
Кроме того, в помещениях «Гранд-паласа» функционируют 5 кафе и ресторанов, которые принадлежат ООО «Гранд-палас-К», владельцы которого – Ольга и Андрей Голубевы.
Герман Петров,
полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 1 октября 2007 года.