Договор на проектирование первой зоны общественно-делового района «Охта центр» подписан на днях между ООО «Общественно-деловой центр «Охта» и британской архитектурной компанией RMJM. Проект, концепцию которого разрабатывали именно англичане, разделен на три условные зоны. В первой, разработка которой теперь будет «детализироваться», будут расположены офисы «Газпрома» и дочерних компаний, спортивный центр, конференц-зал, IT-центр, библиотека, паркинг, кафе и торговые площади. Корреспондент «Фонтанки» побывал в Эдинбурге и Лондоне, где находятся основные офисы архитекторов, и посмотрел на их работу.
Компания RMJM родилась в Эдинбурге почти 50 лет назад. Именно здесь, под шум реки Leigh, и работают сейчас несколько десятков дизайнеров и архитекторов, создававших, в том числе, и петербургский проект. Впрочем, лондонский офис хоть и не главный, но не менее масштабный. А вообще, у изначально ориентированной только на внутренний рынок и социальные проекты компании сейчас открыты офисы уже в 12 городах. Эдинбург, Лондон, Кэмбридж и Глазго представляют интересы в Британии, Варшава и Москва - в восточной Европе, Бангкок, Пекин, Дубаи, Гонконг, Сингапур, Шанхай – в Азии. География представительств примерно показывает и географию работы компании.
«Мы британская компания, мы гордимся этим, но куда бы мы ни шли работать, в какую бы страну мы ни ехали, мы стараемся больше понять контекст страны, её культуру. Наши офисы по всему миру, поэтому мы работаем 24 часа - на разных континентах. Даже внутри компании есть разные идеи. Вы должны быть талантливым проектировщиком и любить свое дело – это основное условие, чтобы работать в RMJM... Разнообразие важно, поскольку каждый проект делается для конкретного места, страны, культуры. Просто перенести, например, здание Охта-центра в другое место, даже в Петербурге, на наш взгляд, невозможно, потому что оно привязано к окружающему ландшафту, к истории крепости Ниеншанц и т.д. Нужно было бы делать новый проект», - убеждает нашего корреспондента в эдинбургском офисе компании управляющий директор фирмы Тони Кеттл.
RMJM в данный момент реализует более 100 объектов в 15 странах мира. Что-то уже готово, что-то строится, другие проекты только разрабатываются. Сейчас компания ведет работу над олимпийским проектом – единственная из британских архитектурных компаний RMJM допущена в Пекин, где в самом сердце Олимпийской деревни строит Конгресс-центр. И там англичане нашли вдохновение в местных мотивах – в дизайн включены мотивы архитектуры эпохи династии Цинь.
Очень необычное здание сейчас по проекту RMJM строится в еще одном китайском городе – в Шеньжене. Английские архитекторы придумали новый тип здания, которое в результате оказалось смесью моста и… библиотеки. К 2009 году в Дубаи возведут небоскреб, дизайн которого навеян парусом корабля. В Дубаи же центр Палм-Айленд по воле RMJM при взгляде сверху напоминает то ли лилию, то ли традиционный исламский узор. А вот сеульцы придуманный английскими архитекторами вариант оперного театра, который под одним ракурсом напоминал мирную ракушку, а под другим агрессивную акулу (театр строится на морском побережье) строить не стали, и выбрали «скучную» классическую форму. Об этом исполнительный директор RMJM рассказывает с явной обидой в голосе.
Занимаются в RMJM и чисто градостроительными вопросами. Не так давно бюро выиграло конкурс на создание генплана города-миллионника недалеко от Каира. «Это как раз тот проект, о котором в вашей прессе появлялись сообщения, что мы, якобы, копировали его в идеях Охта-центра. Но это ерунда, там вообще никаких зданий не проектировалось - чисто градостроительная идея, генеральный план», - объясняет нам Тони Кеттл.
Два самых известных проекта английской компании реализованы в Эдинбурге. Первый, можно сказать, является олицетворением «новой» Шотландии – это шотландский парламент. Проект в свое время был окружен не меньшим количеством скандалов, чем «Охта центр». Так что архитекторам RMJM не привыкать. «Было все – и разоблачения, и демонстрации, и обвинения в коррупции, и специальная правительственная комиссия, расследующая «злоупотребления», - вспоминает в разговоре с нами Тони Кеттл.
Международный конкурс на постройку олицетворения новой шотландской политической жизни RMJM и их партнеры из Барселоны, во главе со знаменитым Энриком Мираллесом, выиграли в 1998 году. Мираллес умер, не закончив работы, и доводили её до ума уже одни англичане. Закончилась эта история только в сентябре 2004 года. А смета здания с первоначальных 30 миллионов подорожала более чем в 10 раз. Вокруг парламента, задолго до его постройки, началась политическая борьба. Но, в итоге, никаких злоупотреблений найдено не было, а построенное здание получило премию Джеймса Стерлига – главную архитектурную премию Великобритании.
«Все дело в том, что изначально парламент собирались строить в другом месте, совсем из других материалов. Но за время работы требования серьезно изменились, увеличилась требуемая площадь, повысились требования к безопасности. Так что это был уже совсем другой проект. Это даже не назовешь подорожанием», - отвечает директор RMJM Россия Филипп Никандров на недоуменный взгляд нашего корреспондента.
Второе, претендующее на включение во все списки чудес света, здание, построенное и придуманное RMJM, это так называемое Фалкирское колесо (The Falkirk Wheel).
Когда-то два главных судоходных канала в центральной Шотландии - Форт-Клайд и Юнион - соединяло 16 шлюзов. Плыть через них можно было дня два-три. Но что делать – грузы-то от моря до моря никак проще не доставить. В 60-е годы система окончательно пришла в запустение. А в 2002 году RMJM построили вместо неё единственный в мире вращающийся подъемник судов. Система при своей уникальности удивительно проста – судно заплывает на прикрепленную к Фалкирскому колесу платформу, она начинает опускаться, а вместо неё параллельная платформа поднимает в верхний канал второе судно. Вместо 3 дней на операцию уходит 15 минут. Диаметр колеса - 35 м, длина оси - 100 м. Оно перемещает баржи и суда между двумя каналами, через вертикальный зазор, равный своей высотой восьми двухэтажным автобусам. Колесо поднимает и опускает две емкости 22 м в длину, грузоподъемностью 300 т каждая.
Авторы проекта утверждают, что затраты энергии при этом эквивалентны затратам на разогрев воды в двух обычных электрочайниках. Скажем честно, мы не проверяли, но конструкция, действительно, любопытная. Открывала её лично королева Елизавета Вторая, но её охрана не разрешила венценосной особе самой прокатиться на барже. Тони Кеттл утверждает, что не из-за боязни за устойчивость Колеса, а из-за больших природных пространств вокруг, которыми могли бы воспользоваться снайперы и террористы. С 2002 года Фалкирское колесо посетили миллионы туристов, так что, учитывая созданную вокруг него туристическую индустрию, 90 миллионов, ушедшие на его постройку, давно окупились (пользуется, кстати, вниманием туристов и парламент, расположенный прямо напротив старинной королевской резиденции – Елизавета бывает в ней раз в год).
«Энергоэффективность – это сейчас главный принцип в наших работах, – рассказывает нашему корреспонденту исполнительный директор RMJM. - Мы стараемся, чтобы как можно меньше энергии использовалось и для строительства, и для функционирования конечного проекта. «Газпром» - мощнейшая энергетическая компания, но с владением энергией приходит и ответственность за её сохранение. И мы хотим, чтобы здание «Охта центра» в Петербурге показало миру пример такой бережливости».
Михаил Гончаров,
Фото автора,
Фонтанка.ру