В России с 14 октября вводятся Правила продажи товаров дистанционным способом. Они будут применяться при торговле через Интернет-магазины, по каталогам и т.п. Покупателям предоставляются дополнительные права, а на продавцов возлагаются новые требования. За ближайшие десять дней многим Интернет-магазинам придется пересмотреть свою политику.
Согласно Правилам, подписанным 27 сентября премьер-министром России Виктором Зубковым, дистанционной признается любая продажа, когда у потенциального покупателя нет возможности непосредственно ознакомиться с товаром либо его образцом при заключении договора (заказе), то есть клиент получает только информацию в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках или посредством средств связи (в т.ч. по Интернет).
Технические вопросы правилами не урегулированы. С одной стороны, договор считается заключенным с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Теоретически такое сообщение может быть передано и по электронной почте, через сайт и т.д. С другой стороны, гражданское законодательство допускает использование при совершении сделок электронно-цифровой подписи только в случаях, предусмотренных правовыми актами или соглашением сторон. В утвержденных Правилах об использовании электроники нет ни слова. Нельзя также считать заполнение анкеты на сайте электронно-цифровой подписью. Можно предусмотреть такую процедуру в двустороннем договоре между Интернет-магазином и покупателем, но тогда его нужно будет первоначально подписать в бумажном виде.
А пока статус подписи не определен, продавцу остается до получения денег от клиента надеяться только на его честность. А также на то, что товар не был заказан вообще несуществующим лицом. Но даже если никто не будет отрицать факт отправки заказа, продавец все равно рискует: по правилам покупатель вправе отказаться от товара либо до его получения, либо в течение недели после вручения. (Причем без какой-либо мотивировки – вернуть абсолютно работоспособную, например, технику). И Интернет-магазин в десятидневный срок обязан будет выплатить его стоимость за вычетом стоимости доставки. Если же товар оказался ненадлежащего качества, или не соответствует представленной при его продаже информации, то покупатель вправе потребовать расторжения договора, возврата всей суммы и возмещения убытков. Возврат суммы (в том числе почтовым переводом, зачислением на банковский счет или иным способом) осуществляется также за счет продавца.
Введены некоторые защищающие продавца нормы. Так, если товар был доставлен в установленный договором срок, но не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится после повторной оплаты стоимости этой услуги. Разумеется, воспользоваться этим правом сможет только продавец, получающий оплату до вручения товара покупателю. В противном случае покупатель может просто отказаться от покупки, и владельцу Интернет-магазина придется взыскивать расходы на доставку только через суд (если он сможет доказать, что отказавшийся покупатель вообще делал заказ).
Вводятся очень жесткие требования к содержанию предоставляемой потенциальному покупателю информации. Например, если на сайте, либо в момент доставки товара, не были представлены сведения о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то покупатель вправе отказаться от него в течение аж трех месяцев с момента получения.
У большинства проанализированных журналистом «Фонтанки» Интернет-магазинов обязательная информация есть уже сейчас. В частности, условие о праве покупателя вернуть товар в течение семи дней после получения указано на сайте OZON.RU. А вот одному из крупнейших в мире торговых домов посылочной торговли QUELLE (ЗАО «Майл Ордер Сервис») придется поменять правила работы – в частности, отказаться от поставленного клиентам условия делать заказ не менее чем на 600 рублей.
Антон Одынец, специально для «Фонтанки.ру»
Поделиться