«Изгнание» - так называется новый фильм Андрея Звягинцева. Спустя четыре года после своего нашумевшего «Возвращения», режиссер выпустил очередное кино не для всех и не про каждого. Снятая по мотивам повести Уильяма Сарояна «Повод для смеха», картина полна сюрпризов для поклонников этого писателя.
«Изгнание» - так называется новый фильм Андрея Звягинцева. Спустя четыре года после своего нашумевшего «Возвращения», режиссер выпустил очередное кино не для всех и не про каждого.
Фильм снят по мотивам повести Уильяма Сарояна «Повод для смеха». Но поклонников этого писателя, а также тех, кто читал эту повесть, ждут многочисленные сюрпризы – результаты адаптации сюжета в сценарий (если у Сарояна умирают поголовно все персонажи, то в финале фильма парочка героев все-таки «выживет»).
Итак: Алекс со своей женой Верой и двумя детьми едет в родной дом в деревне, в котором не был почти 12 лет. И все бы хорошо, - свежий воздух, бескрайние просторы, холмики, ручейки и прочее, - но тут вдруг Вера признается мужу, что беременна, но не от него.
Надо сказать, что все реплики героев могут поместиться буквально на 5, а то и 4 страницах. Если и до этого рокового признания зрителя ожидает безумное количество «немых сцен», всяческие виды природы, капли дождя крупным планом и т.д., то потом многие просто не смогут досидеть до конца. Так как основное действие, происходящее в фильме, представляет собой «экранизацию» рефлексии героев. Особенно тяжело придется любителям экшена. Раздумья персонажей длятся, по самым скромным подсчетам, 2 с половиной часа. Видимо, сейчас в России модно делать такие длинные фильмы, но если «12», который длится столько же, смотрится на одном дыхании, то «Изгнание» у нашего зрителя пойдет явно тяжелее.
А вот актеры подобраны замечательно. Главную роль (Алекса) играет Константин Лавроненко, который плавно перешел в «Изгнание» из «Возвращения». Наверное, после молодежной комедии «Нас не догонишь» его совесть замучила, и он решил сняться в действительно умном кино.
Жену Алекса, Веру, играет шведская актриса с модельной внешностью Мария Бонневье, которая нашему зрителю почти незнакома. Хотя истинные киноманы, возможно, еще помнят ее по фильму 1999 года «13-ый воин» с Антонио Бандерасом. И если большинство красивых блондинок-актрис выезжают только за счет своей внешности (эту традицию завела еще Мэрилин Монро, а Шэрон Стоун торжественно ее продолжила), то в этом случае кинозрителя ожидает приятный сюрприз.
Марка, брата Алекса, играет Александр Балуев, который не нуждается в представлениях - как-никак «киностахановец со стажем» (каждый год выходит по меньшей мере шесть фильмов с его участием).
Помимо качественной игры актеров стоит отметить и работу оператора. Количество статичных пейзажей, отражающих душевные мучения героев, порой кажется уж слишком большим, но сняты они замечательно.
Так и не раскрытым секретом ленты остается место действия. Режиссер объяснил это так: «Я хотел стереть все границы времени и пространства, поэтому намеренно снимал в разных местах, чтобы место было неузнаваемо». Внимательный зритель узнает Молдавию, Трансильванию, Бельгию и Францию.
Как и в предыдущем фильме, Звягинцев облагородил бытописание несчастной семьи (которая, как водится, всегда несчастлива по-своему) библейскими мотивами.
К сценарию, как выше уже говорилось, претензии могут быть только у ярых поклонников Сарояна. Для тех, кто повесть не читал, режиссер специально вставил пространный монолог Веры, который собственно и объясняет зрителю все то, что хотели сказать создатели этого кино.
Одна из идей фильма, к которой в результате придет зритель (если через 20 минут не покинет кинозал), состоит в том, что судьба всякой женщины тяжела, а уж особенно - когда женщина замужем.
В общем, Звягинцев опять посягнул на размышление о внутреннем мире семьи. Но если в «Возвращении» он показал все нюансы отношений отцов и детей, то в «Изгнании» это взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
Сам факт того, что фильм после показа в Каннах (где он, правда, вызвал более сдержанную реакцию, чем в свое время «Возвращение» в Венеции), купили 35 стран, кроме США, уже указывает на то, что «Изгнание» стоит внимания ценителей артхаусовского кино.
Валерия Петрова,
Фонтанка.ру