В Петербурге планируется построить автомобильный кластер. Уже сейчас понятно, что все комплектующие для развивающейся «машиностроительной столицы России» из-за рубежа привезти не реально. Именно поэтому создание коалиции производителей автокомпонентов необходимо завершить к концу 2009-го года, когда все петербургские автомобильные заводы начнут свою работу. Пока же проектировщики ищут место под строительство.
Важность создания такого комплекса отмечается и на официальном уровне. Недаром именно у стенда молодой компании «Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов» (СПбАПАК) прошло сегодня, 3 октября, открытие выставки «Российский промышленник-2007». Губернатор Петербурга объяснила такой выбор тем, что направление, которое в настоящий момент разрабатывается ассоциацией, - наиболее приоритетное из всех представленных на выставке. И даже назвала это вехой в организации «российского Детройта» на базе Северной столицы. Валентина Матвиенко отметила тот факт, что выпуск автомобильных запчастей в городе сделает возможным не только создание полноценного цикла по производству автомобилей, но и организацию дополнительных рабочих мест. Президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул, что появление кластера позволит правильно реализовать модель организации локализованного автомобильного производства.
Необходимую для строительства сумму уже подсчитали. По словам президента «СПбАПАК» Сергея Бодрунова, общий объём вложений к 2009 году должен составить от 1 до 1,2 миллиарда евро. Эта цифра учитывает строительство дорог, жилищного комплекса для работников, поставку и установку оборудования - в общем, полную организацию инфраструктуры. При этом в случае роста кластера к 2012 году эта сумма может увеличиться в 3 раза и составить 3,6 миллиарда евро. Планируется, что деньги в создание комплекса будут охотно вкладываться инвесторами. Пока их имена держатся в тайне.
Проектировщиком нового комплекса выступает немецкая компания «Agiplan». Председатель совета директоров этой фирмы, господин Кёне, предоставил макет будущего комплекса, включающий сами заводы, учебный центр и исследовательские лаборатории. Правда, сам он назвал созданный проект «утопическим» - вполне возможно, что к моменту окончания строительства объект будет выглядеть совсем не так, как на картинке. Самая главная проблема, стоящая перед проектировщиком в настоящий момент - поиск места, где всё это хозяйство будет построено. Именно от местоположения в основном зависит внешний облик комплекса.
Требования у создателей кластера по русским меркам нереальные. Это должен быть участок земли размером в 125-130 гектар, расположенный вблизи КАД и не дальше 20 километров от границы Петербурга, с возможностью для расширения. Необходимо, чтобы территория принадлежала одному собственнику, не была загрязненной, имела возможность подведения железной дороги и инженерные сети, а в земле должны отсутствовать грунтовые воды. По словам проектировщика, в настоящий момент предоставлены 4 точки, которые по тем или иным причинам не вполне его устраивают.
Если с участком определятся в ближайшее время, проект будет готов к первому кварталу 2008 года, а само строительство можно будет начать уже в марте, чтобы завершить его к концу 2009 года. Проект рассчитан на то, что к 2009 году все автомобильные заводы выполнят свои обещания: по расчётам проектировщиков, к этому сроку Петербург должен выпускать 250 тысяч автомобилей в год. В «ассортименте» кластера на первых порах будет представлено порядка 1500 наименований различных автокомпонентов. При успешном развитии производства и сотрудничества с автомобильными заводами, запланировано постепенное расширение. Уже сейчас в планах проектировщиков - развитие инфраструктуры ещё не созданного комплекса заводов к 2012 году. А инфраструктура планируется обширная – ведь строительство предполагает трудоустройство десятков тысяч работников. Именно поэтому необходимо расположить отель, торговые центры и магазины. А для управления кластером и оказания централизованных услуг будет создана управляющая компания.
Автогиганты, которые строят свои заводы на территории города - «Ford», «Nissan», «Suzuki», «Toyota» и «GM» - к идее относятся с пониманием, однако не скрывают, что пока готовы работать только с теми фирмами, с которыми у них имеется плодотворный опыт общения в прошлом. Поэтому российские производители вроде как остаются «не у дел». Однако выход нашли – планируется создание совместных предприятий по выпуску автозапчастей. Иностранные организации, имеющие опыт общения с автомобилестроителями, создают СП с российскими коллегами, организуют производство и, естественно, вкладывают в него средства. Кроме этого, компании предоставляют своё оборудование и имеют контрольный пакет акций. На этих условиях заводы работать согласны. Уже сейчас в «Ассоциацию», которая была создана в апреле 2007 года, входит 48 подобных предприятий.
Однако опираться только на кластер автогиганты пока не готовы. По признанию руководства фирм, от поставок из-за рубежа заводы, в любом случае, полностью не откажутся, да и в пределах России уже организуются совместные предприятия по производству автокомпонентов. Так, например, в Луге работает ЗАО «АДП Луга», выпускающая бамперы, обивку дверей и стоек для завода «Форд». Контрольный пакет акций предприятия принадлежит иностранной компании, а работают там российские сотрудники, имеющие специальное образование. Так что, по словам руководства «СПбАПАК», рабочие руки для специфического производства - не проблема.
Если комплекс будет развиваться так, как планируют проектировщики, то в будущем возможно и производство деталей, которые заполнят полки магазинов автозапчастей.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Поделиться