Личность финского маршала до сих пор остается загадкой для современности, как в России, где имя полководца ассоциируется, как правило, лишь с понятием «линия Маннергейма», так и в Финляндии, которой мало известен или не известен вообще «русский» период жизни национального героя. Восполнить этот пробел решила группа энтузиастов – представителей общественных организаций, бизнеса и культуры. Так родилась художественная выставка «Кавалер Святого Георгия». Экспозиция побывала в 15 городах Финляндии. Последним стал Хельсинки. На открытии выставки в столице северных соседей побывал корреспондент «Фонтанки».
Эта выставка необычна по нескольким параметрам. Во-первых, ее организовали частные лица – представитель Группы финляндских советников при правительстве Петербурга Александр Белов и петербургские бизнесмены (создатели гостиницы, названной в честь финского маршала и расположившейся в здании кавалергардских казарм, где служил Маннергейм). Во-вторых, это некоммерческий проект – для посетителей вход свободный. В-третьих, все выставленные работы выполнены членами российского общества глухонемых и слабослышащих художников «Гефест».
Выставка открылась в июне в гостинице «Маршал», тогда ее посетили 60 финнов – потомков некогда служивших в этих стенах кавалергардов, и представители финских бизнес-кругов, работающие в России. Никто и не думал, что через некоторое время работы более 30 мастеров отправятся в долгое турне по городам Финляндии. Это было сделано по просьбе финской стороны. С экспозицией смогли познакомиться жители 15 городов – Турку, местечка Аскайнен (где родился будущий маршал), Ювяскюля, Лахти, Порво, Коувола, Котка, Савонлинна, Хамина, Лаппенранта, Париккала и других. Неизвестное об известном человеке узнали в общей сложности 10 тысяч человек. На открытии выставки в Хельсинки побывал и нынешний глава рода Маннергеймов. Корреспонденту «Фонтанки» он признался, что для него это – большой сюрприз. И выразил сожаление, что экспозицию не увидели другие представители рода, живущие в Швеции.
Как сообщили организаторы турне, идея проста – языком живописи, скульптуры, фотографий и документов рассказать о неизвестных сторонах (и, прежде всего, петербургском этапе) жизни человека-легенды, ставшего воином в России, маршалом и президентом в Финляндии. Можно сколько угодно спорить о роли Маннергейма в истории, но то, что это была одна из самых значимых фигур, отрицать бессмысленно. Причем личность его формировалась именно в России, где будущий маршал прожил до 50 лет и, по сути, именно здесь стал военачальником, политиком и дипломатом.
В Петербурге Маннергейм учился, сделал удачную военную карьеру, выгодно женился (брак, правда, не был счастливым и через некоторое время распался, больше воин не связывал себя узами ни с кем, хотя был поклонником женской красоты). Здесь он стал настоящим ценителем русской кухни и не изменял своим вкусам и на родине. Вся его жизнь была связана со служением российской монархии и он очень гордился наградами, полученными за эту службу. В советской России места ему не нашлось и не могло найтись. Он был одним из первых в расстрельных списках, составленных после революции. Уехав на родину в 1918 году, он мечтал вернуться в Россию и, в первую очередь в Петербург, который намеревался освободить от большевиков. Став финским маршалом и главнокомандующим Финляндии, союзничавшей с Германией, он, тем не менее, дважды отказывался штурмовать город Петра. И сосредоточился на том, чтобы сохранить независимость своей страны, и вывести ее из войны с наименьшими потерями.
Организаторы выставки считают, что знакомство с русским периодом жизни Маннергейма поможет финнам лучше понять своего маршала и президента. Может быть, в чем-то переоценить его решения, ко многим из которых в Финляндии до сих пор относятся неоднозначно. И, кроме того, поближе познакомиться с Россией, в сторону которой северные соседи и сегодня смотрят с опаской.
Петербургские журналисты, приехавшие на открытие выставки в Хельсинки, смогли узнать многое о том, каким был Маннергейм в жизни, что он любил, что его окружало. Такую возможность дает дом-музей маршала в Хельсинки.
C 1924 года этим домом владел друг Маннергейма Карл Фазер (тот самый, шоколад и конфеты фабрики которого до сих пор популярны). В нем жили рабочие, так как само производство находилось неподалеку. Маршал никогда не был собственником дома, а лишь арендовал его, причем за личные средства, выплачивая Фазеру 50 тысяч финских марок в год (надо сказать, что для отремонтированного двухэтажного особняка на тот момент это было недорого, но на то и друзья, чтобы не «драть три шкуры»).
Дом ремонтировали «под Маннергейма»: он мог выбирать цветовую гамму и предметы, которые будут его окружать. В столовой доминируют два цвета – серый и темно-красный. Здесь стоят три стола. Когда маршал принимал гостей, а он любил это делать, столы сдвигались. В буфете обращают на себя внимание медные подстаканники из гильз работы мастерской Фаберже, средства от продажи которых шли в пользу войны 1914-1915 годов. Доминантой комнаты сейчас является портрет Маннергейма в возрасте 61 года, когда многое в его жизни уже произошло, но многое оставалось впереди.
В следующем зале очень много старых фотографий – как семейных портретов, так и изображений отдельных персон – например, сестры Маннергейма Софии, которая посвятила себя медицине (у нее маршал многому научился, создавая в Финляндии Красный крест, которым руководил более 30 лет), дочерей Софи и Анастасии, родителей будущего полководца. Здесь же, на полу, шкуры тигров-людоедов, убитых Маннергеймом во время поездки в Непал. Ведь он был не только военачальником, но и страстным охотником и путешественником.
Тема путешествий прослеживается и в рабочем кабинете Маннергейма, который также служил библиотекой. Ее маршал любил больше всего. Она очень темная, но уютная, особенно при горящем камине. Свой письменный стол полководец привез из Парижа, с блошиного рынка, на нем до сих пор стоят письменные принадлежности Маннергейма и фото жены. Здесь много подарков и трофеев, привезенных из различных экспедиций – в том числе из китайской, куда Маннергейм отправился по заданию российского правительства, фактически выполняя функцию разведчика. В кабинете внимание экскурсантов обычно обращают на картину финского художника Аксели Гален-Калела (он некоторое время был адъютантом полководца, а потом, по его заданию, создал фактически всю наградную систему Финляндии). Картина называется «Февральский сон». За восемь лет до зимней войны художник нарисовал людей в белых маскхалатах, с автоматами в руках, залегших в засаде в лесу. Когда «пророчество» сбылось, картина заняла почетное место в доме маршала.
Про свой дом Маннергейм говорил: факты внизу, фикция – наверху. Корреспонденту «Фонтанки» показалось, что это немного не так – богатую фактуру о жизни маршала можно найти и на втором этаже. Например, в спальне, где стоит только походная кровать, маленький столик и телефон (келья, да и только!).
Гостям хозяин говорил, что здесь нет ничего интересного, кроме вида из окна. Или в комнате, где сейчас экспонируются награды военачальника – более 120 орденов и медалей, полученных за 60 лет службы – сначала России, потом Финляндии. Маннергейм очень ценил российские награды – и георгиевскую шпагу (которую он получил одним из первых), и крест Святой Анны, получив который, он говорил: «теперь я могу умереть спокойно…», и многие другие.
В 1942 году парламент сделал подарок президенту – подарил ему эту виллу на 75-летие. Маннергейм был очень рад. Однако через три года выяснилось, что истинный владелец, Карл Фазер, по каким-то причинам не получил денег – и маршал вновь стал лишь номинальным хозяином дома. Такая судьба выдалась человеку, который сам вершил судьбы людей… В книге жизни Маннергейма еще много страниц, не прочитанных ни его соотечественниками, ни в стране, которую он считал своей второй родиной. И если вам доведется быть в Хельсинки, посетите этот дом, может быть, это позволит вам разрушить свою «линию Маннергейма».
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру,
Фото: Анастасия Златопольская, Анна Ставрогина, Алексей Орешкин