Компания «Эдфорд Маркетинг», владеющая в Петербурге бутиком Vanity, проиграла первый долговой процесс в Арбитражном суде. Часть имущества мультибрендового магазина арестована. Бутик на Казанской не единственный испытывает финансовые трудности. За последние несколько месяцев с Невского проспекта переехали 3 магазина очень дорогой и очень модной одежды и обуви: Canali, Hugo boss и Gemini. Проблема не только в аренде помещений, но и в спросе. Получается, что дешевле слетать в Париж или Милан и купить одежду там, чем «затариваться» в петербургских бутиках. Это не могло не сказаться на доходах предпринимателей.
Vanity – пожалуй, самый показательный пример того, как легко прогореть на торговле «прет-а-порте». Проблемы у магазина начались еще в 2005 году. Тогда компания «Интернэшнл Хоутел Инвестментс» (владеет гостиницей «Коринтия Невский Палас», где ранее и размещался бутик Vanity) обратилась в Арбитражный суд Петербурга с иском о взыскании около 217 тысяч рублей за неуплату аренды. Впоследствии к рассмотрению было принято еще 16 исковых заявлений, восемь из них инициировали владельцы «Невского паласа».
В Арбитражном суде Москвы рассматривается еще 8 исков к «Эдфорд Маркетинг» «о неисполнении обязательств по договорам». Общая сумма долга компании перед банками (в основном перед ЭКСПОБАНКом), по различным оценкам, составляет 20 миллионов евро. Получается, что «бутиковый» бизнес в Петербурге не просто убыточен – он может разорить компанию, взявшую на себя смелость продавать супердорогие одежду, обувь и аксессуары. Результаты многолетней работы Vanity в Петербурге – арест части имущества и передача его на «ответственное хранение».
Да еще и с ценами происходит незадача. Конфискованные гламурные вещи оцениваются исходя из государственных стандартов, а не из «глянцевых» ценников, и удар по доходам бутика в случае удовлетворения исков будет куда ощутимее. Для наглядности журналисты сравнили цены босоножек Lanvin в бутике Vanity — 31 тысяча 122 рубля, и их же на распродаже растаможенного товара — 120 рублей.
Проблемы Vanity «Фонтанке» прокомментировал эксперт, много лет работающий в модной индустрии: «Люди пытаются создавать империю, прежде всего, выкупая помещение. Положительным примером может послужить Babochka. Они начинали с маленького магазина на Гангутской улице одновременно с Vanity. Теперь у них есть собственное помещение. Сначала нужно было раскрутить одно, потом – другое. Однако, у Vanity долги следовали за долгами и как результат – банкротство. Они могли, например, сделать заказ коллекции в Милане и не заплатить за нее. Им присылали товар в долг, а деньги за него не выплачивались. Проблемы Vanity в изначально неверном подходе к бизнесу. Вариантов работы в модной сфере много. Есть, конечно, категория женщин, которым муж купил магазин, и они в него играют. Но это очень тяжелый бизнес, многие ниши уже заняты».
Если «Эдфорд Маркетинг» пытается разобраться с кредиторами, то большинство владельцев петербургских мультибрендовых бутиков пока предпочитают страдать от высокой арендной платы. Именно по этой причине 1 октября 2007 года был закрыт бутик Canali на Невском проспекте. Вновь назначенная цена составила 2000 евро за квадратный метр в год.
Недавно пришлось покинуть обжитое место на Невском проспекте и бутику Hugo boss for woman. Его место занял менее пафосный и более демократичный Escada. Любопытно, что эксперт «Фонтанки» объясняет ситуацию, сложившуюся с петербургскими магазинами класса «люкс», не столько низкой покупательской способностью, сколько плохим вкусом. По словам специалиста, среднестатистический петербуржец предпочтет купить в торговом центре пальто за 15 тысяч рублей, чем пойти в магазин с эксклюзивом и потратить деньги там. «Фонтанке» объяснили и достаточно низкую популярность Hugo boss for woman: «Hugo boss – достаточно простая одежда, в которую могли бы одеваться девочки – клерки. Однако далеко не все клерки зарабатывают на подобную одежду, а те, кому деньги даются, любят одеваться нарядно и пушисто, с мехом и камушками».
Возможно, сгущаются тучи и над зданием на Невском проспекте, 12, где сейчас располагаются бутики BOSCO DI CILIEGI. Дом принадлежит Петербургу, и, по некоторым данным, будет выставлен на торги. Как ранее заявлял председатель комитета по управлению городским имуществом Игорь Метельский, ставки арендных платежей в этом здании меньше рыночных. Эксперты оценивают стоимость бывшего банкирского дома «Юнкер и К» более, чем в 50 миллионов долларов. Как сообщал журналистам председатель КУГИ, сейчас город в первую очередь включает в программу приватизации те объекты, которые приносят наименьший доход. В связи с этим возможны два варианта решения проблемы, говорит господин Метельский: либо нынешние постояльцы соглашаются платить арендные платежи по более высоким ставкам, либо город продает здание с торгов с обременением в виде долгосрочных договоров аренды. Яна Смирнова, директор галереи Backstage, озвучила мнение большинства владельцев модных лавок: «На Невском проспекте действительно запредельные арендные ставки. За последние 4 – 5 лет цены резко возросли и теперь «съедают» большую часть выручки. Это уже ненормально. Петербург все больше пытается походить на Москву, однако, в городе на Неве своя специфика. Здесь очень ограничен круг людей, которые могут себе позволить по-настоящему брендовую вещь. Как правило, в бутиках 80% цены покупатель платит за марку. Однако ценообразование складывается из нескольких составляющих: стоимости коллекции, растаможки и платы за аренду помещения. Вот и получается, что одежда здесь дороже, чем за границей. Backstage, например, совершенно осознанно расположили на территории бывшего хлебного завода – арендная плата здесь меньше. На Невский многие компании идут, рассчитывая, прежде всего, на покупательские потоки».
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Поделиться