ГосДума в пятницу собралась на последнее для нынешнего состава заседание. Этот день стал последней надеждой для мелких предпринимателей Петербурга. Они пристальнее, чем многие другие, следили в этом году за работой парламента. Вдруг, повезет, и Нижняя палата этого созыва все-таки вернется к жизненно важному для малого бизнеса законопроекту № 193202-4, который дает преимущество мелкому предпринимателю при выкупе помещения, арендуемого у КУГИ.
В первом чтении этот документ был принят еще 14 сентября. А потом депутаты положили законопроект под сукно, сосредоточившись на более важных, по их мнению, законопроектах. Накануне выборов в Госдуму мелкий бизнес Петербурга предпринял последнюю, отчаянную попытку склонить Москву к принятию выгодного для себя закона. Предприниматели собрали около сотни подписей под обращением к федеральным властям. Однако и эти меры не помогли – парламент рассмотрел другие документы, а проект 193202-4 канул в Лету.
К обращению присоединились сразу несколько общественных объединений: Региональное отделение Ассоциации «Женское предпринимательство России», Ассоциация малого и среднего бизнеса Петербурга, Купеческий Клуб Санкт-Петербурга, ОПОРА России и ее Северо-Западное отделение, Общественный Совет по малому бизнесу при губернаторе Петербурга, Союз Предпринимателей и арендаторов России (СПАР). Предприниматели настаивают на праве приоритетной приватизации арендованных помещений. Сейчас Фонд имущества Петербурга продолжает их распродажу на общих условиях. Помещения уходят с молотка и достаются тому, кто даст большую цену на торгах. Малый бизнес утверждает, что им выкупать свои объекты очень тяжело, а процедура аукционов ущемляет их права, тем временем помещения активно приобретает крупный капитал. В результате Петербург может лишиться значительного количества кафе, парикмахерских, небольших магазинов – они просто закроются. Городские власти заявляют, что уже давно идут навстречу и объявляют мораторий на продажу имущества, но только когда попросят. А просят, увы, редко.
«Действующие механизмы «распределения» государственной собственности не обеспечивают справедливо равных условий для наделения собственностью малых хозяйствующих субъектов в сравнении с крупными компаниями, - гласит текст обращения к председателю Госдумы Борису Грызлову (аналогичные тексты отправлены предпринимателями в Администрацию Президента и Правительство РФ). - Малый бизнес проигрывает приватизационные аукционы, поскольку стеснен в средствах, а эффективных механизмов государственной поддержки нет. Тогда как средний и крупный капитал в полном соответствии с законами рынка «захватывает» наиболее ликвидное имущество. Очень часто такой крупный покупатель преследует исключительно спекулятивные цели – перепродажу, сдачу в аренду».
Нынешние арендаторы подчеркивают также, что на торгах продается не только их помещение, но фактически и бизнес, поскольку он «неотделим от данного объекта». Кроме того, по данным представителей малого бизнеса, оценочная стоимость помещений для крупных и мелких предпринимателей существенно разнится. В пример приводится подвал на Лиговском проспекте площадью 225 кв.м. (стартовая оценка составила 2061 доллар за кв.м., продажа – 3717 долларов) и помещение на Невском проспекте площадью 896 кв.м. (стартовая цена - 827 долларов за кв.м., продажа - 931). Таким образом, эти разные по масштабам объекты были проданы за одинаковую цену.
При всем при этом петербургский малый бизнес не имеет претензий к городским властям. Даже напротив - выражает свою благодарность губернатору Валентине Матвиенко и председателю КУГИ Игорю Метельскому. Они стараются помочь. В частности, летом 2007 года предприниматели и КУГИ провели мониторинг объектов недвижимости, проданных городом, начиная с 1-го января 2006 года. Выяснилось, что только 27 процентов площадей были выкуплены арендаторами. Остальные – приобрели сторонние покупатели. Такие данные приводит информационное агентство Bishelp («Помощь бизнесу»).
Основными причинами невозможности покупки стали высокая цена или плохо, по мнению предпринимателей, организованная процедура торгов. По данным Bishelp, в некоторых случаях арендаторов просто не уведомили о проведении аукциона. На тех же помещениях, которые выкупили сторонние покупатели, договор аренды был расторгнут (75 процентов случаев) или плата за объект была повышена (25 процентов).
Законопроект № 193202-4 «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», на который так надеются предприниматели, поступил в Госдуму еще в 2005 году.
Бизнесмены Петербурга обивали пороги, требуя скорейшего его принятия, несколько раз выходили с акциями протеста на улицы, обращались во многие федеральные инстанции. Они уверены, что если нынешний состав Госдумы не утвердил законопроект, у новых депутатов до него дойдут руки нескоро. Если уж опытные народные избранники не посчитали проблему малых предпринимателей первоочередной, то вновь избранные парламентарии не сочтут ее таковой и подавно – им бы разобраться поначалу, кто и какие посты будет занимать, и какие сферы курировать. Опыт показывает, что процедура может затянуться.
Представители малого бизнеса уверены, что противником законопроекта стало Министерство экономического развития и торговли РФ (об этом в частности сообщается в открытых письмах, распространяемых от имени бизнесменов). В итоге для скорейшего решения проблемы в Петербурге в 2007 году была создана «Лига арендаторов госимущества» (от ее имени и было послано в Москву открытое письмо, на официальной странице Лиги можно найти и имена подписантов документа).
Основной целью Лиги стала «защита интересов предпринимателей, арендующих государственное и муниципальное имущество, как на городском, так и на федеральном уровне». От федералов Лига требовала скорейшего принятия вышеназванного закона. От города – моратория на торги помещениями и снижения арендных ставок (по некоторым данным, за последние два года они выросли в несколько раз и с нового года еще раз будут повышены). Губернатор Петербурга весной этого года вняла просьбам лавочников и дала соответствующее поручение - разобраться. Фонд имущества приступил к исполнению. Мораторий стал вводиться с июля, но крайне редко.
«О том, что это общая для многих регионов проблема, мне сообщают по телефону со всей России, - рассказал «Фонтанке» член Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Валентин Боцвин. – Из Ярославля, Тулы, Перми, Хабаровска, даже с Камчатки недавно звонили. Судя по состоянию рынка, ситуация может стать стихийной и неуправляемой. Предприниматели возмущены действиями властей. Такое впечатление, что, приняв закон в первом чтении, нам показали морковку. А потом ее просто убрали. На словах власти декларируют одно, а на деле получается совсем другое. Наши коллеги из регионов готовы лично приехать в Москву, чтобы более остро озвучить эту проблему, привлечь к ней внимание. Мы же видим статистику – наши помещения в большинстве случаев выкупаются крупным бизнесом», - пояснил Валентин Боцвин.
Сегодня у петербургского КУГИ заключено около 12 тысяч договоров аренды принадлежащих городу помещений. Большая часть арендаторов – это как раз и есть субъекты малого предпринимательства. Сами предприниматели настаивают на том, что только треть помещений выкупается теми, кто занимал их до объявления торгов. Остальное - уходит сторонним компаниям, которые могут выгнать прежнего арендатора, а, чаще всего, в разы повышают арендную плату. Однако, по сведениям Фонда имущества Петербурга, через который и уходят на аукционах эти объекты, ситуация обстоит несколько иначе. С 1-го января по 1-ое ноября 2007 года город продал 544 помещения (из них 335 торгов прошло с участием арендаторов). 166 лотов ушли по начальной цене продажи. 291 лот был продан с небольшим превышением стартовой стоимости. В 217 случаях на торгах победили предприниматели-арендаторы.
«И это только те, про кого мы точно знаем, что это арендаторы, а не сторонние компании, - поведала «Фонтанке» Алина Куберская – пресс-секретарь Фонда имущества Петербурга. - Причем, с начала действия моратория на продажу помещений 19 компаний имели возможность снять лот с продажи. Но только трое воспользовались этой возможностью. А вот 60 компаний добровольно согласились на продажу. Если же считать тех предпринимателей, которые приходят на торги (а мы всех обзваниваем и предупреждаем об аукционах обязательно), то получается, что вовсе не треть, а все 60 процентов арендаторов смогли выкупить свои объекты». Отметим, что право годового моратория на продажу помещения имеют только так называемые добросовестные арендаторы. Их городские власти определяют по следующим критериям: нет долгов по арендной плате, нет незаконных перепланировок помещений или нелегальной субаренды.
О причинах того, почему такой важный законопроект до сих пор так и не принят, «Фонтанке» рассказал один из инициаторов создания документа депутат Госдумы Петр Шелищ: «Нам до сих пор, к сожалению, не удалось добиться поддержки в этом вопросе от МЭРТа. Там есть две точки зрения по этому поводу. Кстати, это уже становится модным в рамках министерства. Так вот, в правительстве посчитали, что меры, предложенные в законе, неправильные - не рыночные. Конечно, мы это признаем. Но сугубо рыночные меры могут иногда приводить к противоположным результатам. Но мы вынуждены были согласиться с министерством - правительству же потом исполнять этот закон. Если они считают, что эти механизмы неправильные или же неисполнимые, то мы можем допустить, что это так и есть», - пояснил депутат Шелищ.
Мнение же рядовых представителей малого бизнеса по существу вопроса выражено в отклике читателя под именем Sonia, которая прокомментировала публикацию «Фонтанки», посвященную последнему заседанию правительства Петербурга. Напомним, что на совещании рассматривалась концепция дальнейшего развития малого бизнеса в Северной столице.
Станислав Пылёв, специально для «Фонтанки.ру»
Поделиться