Петербургские чиновники готовы идти по стопам зампреда Росприроднадзора Олега Митволя в борьбе с незаконной застройкой берегов рек и озер. Пока они не предлагают сносить «пугачевские баньки», но ждут от владельцев элитной недвижимости подробных отчетов о том, как им живется в «опасной» близости от воды. Вернее о том, как отражается такое соседство на водоемах. Эксперимент начался в Выборгском районе, где находятся хорошо известные горожанам Суздальские озера, многие проводят здесь летние выходные.
Жить рядом с водоемом для многих домовладельцев, действительно, непросто: природоохранное законодательство четко определяет размеры зон, запретных для жилого строительства, равно как и исключает перекрытие доступа к воде другим. В соответствии с Водным кодексом, вступившим в силу с 1 января 2007 года, вблизи озер размеры территории, где ничего нельзя делать, определяются в зависимости от площади водоемов.
Если площадь озера не превышает 10 квадратных километров, то граница строительства должна быть удалена от кромки воды на 50 метров, если от 10 до 50 квадратных километров — на 100 метров, для крупных водоемов — 200 метров. Однако же, на территории населенных пунктов, теоретически, строить можно прямо на берегу. Пункт 16 статьи 65 Кодекса гласит: «В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды». То есть, домиком с собственным причалом можно обзавестись при условии установки очистных сооружений. Однако, здесь вмешивается Земельный кодекс.
Два документа, равных по силе, противоречат друг другу: Земельный кодекс говорит о том, что в водоохранных зонах жилое строительство невозможно. Эти юридические коллизии не мешают состоятельным гражданам возводить домики с видом на водную гладь.
Впрочем, никто и ничего в Петербурге (в отличие от Москвы) пока сносить не собирается. Глава Выборгского района Виктор Колесников, хоть и пытается примерить на себя лавры Олега Митволя, с решительными действиями не спешит. В начале будущего года он планирует разослать всем домовладельцам в районе Суздальских озер предписание предоставить информацию о том, как содержатся дома, каким образом отводится канализация. После получения ответов, вероятно, должна будет пройти проверка и, если какие-то нарушения будут выявлены, хозяев попросят их исправить. Злостных уклонистов, игнорирующих просьбу администрации, покарают.
Инициатива, с одной стороны, более чем правильная — будет введен контроль за загрязнением Суздальских озер, которые сам Колесников назвал «уникальным природным уголком в городской черте». С другой стороны, было бы неплохо ограничить строительство в этом «уголке», дабы в один прекрасный день доступ к воде не стал недоступным для простых граждан.
По словам Ирины Андриановой, активиста группы «Против захвата озер», в Озерках перекрыто частными владениями больше половины побережья. С воды на сушу не выйти — кругом таблички «частная собственность». На все многочисленные запросы стандартный ответ чиновников примерно таков: «На основании ваших материалов проведена выборочная проверка, обнаружен участок, где перекрыт доступ к воде, в местную администрацию направлен запрос об установлении владельца и правоустанавливающих документов». За редкими исключениями Росприроднадзор выписывает штраф или даже распоряжение о сносе незаконных построек. Однако, в бесконечно тянущихся за этим судебных процессах вопрос о сносе все время откладывается.
В судах проводят многие годы и юристы Курортного района. Во власти местной администрации, по словам пресс-секретаря района Ларисы Шаймухановой, только ситуации, когда владельцы земли на берегах нарушали границы участков, стремясь поближе подобраться к воде. Еще одна категория «приближенных» - те, кто купил участки на берегу у прежних владельцев, оформленные еще по старому законодательству, — именно этим объясняется большое количество шикарных домов, выходящих к самой кромке воды. Такие граждане, по сути, являются законопослушными, если опять же, не посягают на чужое.
Радеть за чистоту рек и озер среди чиновников не ново: в 2006 году заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь обрушился на владельцев элитной недвижимости в Подмосковье. Пострадала даже примадонна отечественной эстрады Алла Пугачева. Ее «банька» оказалась на запретной земле. Певица пообещала добровольно передвинуть строение подальше от берега. Однако, в итоге проблема сошла на нет, а местные власти даже согласились «амнистировать» тех, кто уже построился на запретных зонах.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
Поделиться