В день выборов и последующую неделю в нашей разговорной речи торжествовало имя числительное. Именно на результаты в цифрах опирались мнения и настроения. Часто диаметрально противоположные. Многие из нас отдали свой голос. Только один. Но числительное один чрезвычайно туманное не только на выборах, но и в лингвистике.
Еще академик Виноградов начал свой фундаментальный труд «Грамматическое учение о слове» с высказывания: «Особенно трудно писать грамматику». Конечно. Ведь законы грамматики должны способствовать массовой грамотности.
Трудностей действительно хватает. На что, казалось бы, ясная вещь — имя числительное, но и здесь сплошные противоречия в суждениях. И противоречия начинаются буквально с самого начала — с числительного один. То, что это числительное, лишь одна точка зрения. Некоторые лингвисты считают один прилагательным. Другие исключили числительные из разряда частей речи вообще. Третьи распределили их отчасти среди имен существительных и даже прилагательных.
Даже выдающийся филолог Боголепов, написавший в защиту числительных статью «Пропавшая часть речи», не считал один числительным. Так как один «не обозначает число как совокупность однородных предметов». Более того, по мнению ученого, «в своем значении оно оказывается даже лишним в языке». Все правильно, ведь сказать “один голос” или просто “голос” — одно и то же.
Конечно же, при счете (в том числе, и при пересчете голосов на выборах) мы говорим раз. Филология это называет отвлеченным счетом. При конкретном же мы произносим один.
Все же это споры в области смысла.
Есть еще и главные, собственно грамматические, формальные особенности слова. Так вот, если внимательно проанализировать формы слова один, то его никак нельзя отнести к группе числительных. Так как один имеет формы рода (один, одна, одно); вопреки всякой логике один имеет формы множественного числа (одни медведи).
При таком нелогичном поведении оно, естественно, выскакивает из круга своего значения, не обозначая число. Более того, числительное один тянет в утопию за собой глагол: “в голосовании принял участие 61 человек” - стоит в единственном числе (а если миллион?). Тот, кто незнаком с особенностями российских числительных, обязательно будет стараться в таких случаях употребить множественное число. Он будет руководствоваться здравым смыслом, прибегнет к западным аналогиям. И... ошибется.
Так что, ответ на этот трудный вопрос непосредственно связан с практикой: орфографией (то есть законами), правильной устной речью (приличиями).
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУРа
Раз пропавшая часть речи
7 декабря 2007, 13:20
539