Инженер Александр Макаров, более известный как защитник Шуваловского парка, озаботился судьбой Дворцовой площади. Моральные страдания на этот раз у него вызвало сооружение катка. Залитая льдом площадь с большим количеством служебных и развлекательных помещений затрудняет Макарову «допуск к культурным ценностям» и мешает приобщиться к ним. К своему заявлению он планирует присоединить тысячи исков от петербуржцев-антагонистов постройки.
Как стало известно «Фонтанке», рядовой житель Петербурга Александр Макаров готовит заявление в Куйбышевский суд. В этом заявлении он просит рассмотреть законность строительства катка в историческом центре Петербурга. Основной акцент истец собирается сделать на тот факт, что искусственно обледеневшая площадь нарушает его право доступа к культурным ценностям.
«Большой зимний каток представляет собой комплекс из большого числа сооружений, вспомогательных объектов и производственного оборудования. Это – непосредственно каток, почти полностью окружающий Александровскую колонну, павильоны для раздевалок, трибуны, туалетные кабины, технологическое оборудование. Их эксплуатация сопровождается мощной иллюминацией и музыкой. Вышеперечисленные факторы полностью лишают меня возможности приобщиться к нравственным и эстетическим ценностям, носителем которых является Дворцовая площадь, - пишет в своем заявлении Макаров. - Сооружения и объекты Большого зимнего катка полностью изменили исторический облик площади, изуродовали её объёмно-пространственную архитектурную композицию».
Заставляет страдать заявителя и тот факт, что «коммерческое использование Дворцовой площади несовместимо с высокими нравственными идеалами, во имя которых она создавалась».
Помимо эстетическо-нравственных параметров, Александр Макаров опирается и на ту часть закона, которая в обыденной жизни регламентирует сооружение подобного рода объектов.
«Закон говорит, что это могут быть «научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны», - утверждает инженер.
О сооружении на главной площади города большого катка говорено немало, «копья ломают» не только рядовые граждане. Так, глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пытался найти управу на власти города и заставить их убрать из-под музейных окон «это безобразие», коммунисты направляли в Смольный запрос о технической экспертизе проекта, даже представители малого бизнеса заявляли о том, что собираются его бойкотировать. За ледовую арену пришлось вступиться главе города Валентине Матвиенко: «Жителям нужен праздник. Посмотрите на мировой опыт - все главные площади работают на людей. Давайте накроем стеклянным колпаком площадь и не будем никого впускать. Что плохого, если там будут кататься на коньках?».
В ходе споров, которые не прекратились до сих пор, выяснилось даже то, что Дворцовая площадь не включена в перечень объектов культурного наследия, поскольку не является самостоятельным объектом этого самого наследия. На прилегающей к ней территории находятся объекты культурного наследия федерального значения, например, Александровская колонна. А сама площадь — нет.
Как сообщил «Фонтанке» сам Макаров, свое заявление он собирается направить в суд в ближайшее время. Следующим шагом своей «культурной миссии» он считает инициацию тысяч подобных заявлений от жителей города, недовольных строительством катка, через общественные организации Петербурга.
Инженер Александр Макаров стал известен широкой общественности летом, когда подал иск о возмещении морального вреда «за страдания, которые он испытывает от того, что постоянно видит, как жгут костры и мусорят в Шуваловском парке». Душевные терзания он оценил в 6 тысяч рублей. Однако, по словам самого истца, компенсация не являлась целью. Основной задачей было принятие мер по «защите парка» со стороны виновных организаций. Суд отклонил иск, однако, Макарова неожиданно поддержала председатель КГИОП Вера Дементьева (подразделение которой тоже стало объектом жалоб инженера).
«Я очень довольна тем, что Александр Макаров подал иск в суд на КГИОП и институт токов высокой частоты по поводу состояния парка. По сути, он прав, - заявила Дементьева. - Охотно верю, что человек может испытать шок от того, что там происходит».
Для того, чтобы доказать слова делом, председатель комитета собрала всех сотрудников и отправилась на субботник в Шуваловский парк (который, кстати, является охраняемым объектом федерального значения, а не городского).
Озаботившись Дворцовой площадью, Макаров не забыл и о первом своем опыте. Сейчас он собирается подавать иск об «огнях Шуваловского» в Страсбургский суд.
«Я сутяжничаю (и не стыжусь этого слова) и с коммунальщиками, и с прокуратурой, и с Госдумой. Нарушения законов повсеместное, наглое, открытое. Этот тотальный бардак можно победить только сообща», - такое сообщение оставил Макаров на форуме «Фонтанки».
Похоже, в России появляется новый вид гражданина — человек судящийся. Однако, в отличие от своего американского прототипа, русский сутяжник в полном согласии с европейским представлением о «русской душе», больше озабочен славой эстета, чем набиванием кошелька.
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру
Поделиться