Важная и болезненная для Петербурга тема «кандидатов в памятники», со списком которых комитет по охране и использованию памятников планирует полностью разобраться в ближайшее время, в минувший четверг стала главной темой заседания рабочей группы совета по культурному наследию. Экспертам представили список из 26 объектов, которые комитет считает возможным признать «не памятниками» в первую очередь.
Сейчас в списке выявленных объектов культурного наследия в Петербурге находится 2174 здания. Эксперты должны решить — достойны ли они звания «памятник», и если достойны, то на какой уровень защиты их следует определить — региональный или федеральный. По закону, такие исследования должны быть закончены за один год.
Как отметила в докладе членам совета Вера Дементьева, глава КГИОП, на самом деле, «кандидаты» в памятники находятся в этом списке лет 10-15, а многие и больше. Именно столько лет ими вообще никто не занимался. Тем не менее, объекты участвуют в реставрационной городской программе.
«Есть ли смысл заниматься их реставрацией, если около 400-х зданий из этого списка впоследствии будут лишены такого статуса?» - По нашим данным, такие вопросы задает комитету по охране памятников губернатор. Действительно, по всем «кандидатам» уже проведены экспертизы, и около 20 процентов объектов эксперты называют включенными в список ошибочно.
Но есть и другой аспект этой проблемы. Одна из привилегий «кандидатов в памятники» - защита от недобросовестности инвесторов. Уж слишком лихо подчас строители «расправляются» с домами, не имеющими такой охраны. Последняя такая история произошла на Малом проспекте Петроградской стороны, по зданиям которого «Строймонтаж» (тот самый, что радует всех туристов видом «Монблана» над Невой) добился признания их аварийности, и даже сумел согласовать в ведомстве Александра Орта снос.
Естественно, члены культурного совета боятся, что после лишения статуса памятников эти 400, пусть и не шедевральных, но создающих городскую среду зданий, ничто не спасет. И считают, что до появления новых правил застройки снимать с них охрану нельзя. Об этом, в основном, и шел разговор на рабочей встрече.
Вера Дементьева подтвердила, что в комитете эту проблему тоже сознают, и пообещала с «чисткой» списка не торопиться. Она собирается, во-первых, добиться принятия новых временных границ и режимов охранных зон. А во-вторых, сделать так, чтобы снести дом инвестору выходило дороже, чем отреставрировать его. «Они же все подают внятные проекты сноса — с захоронением строительных отходов, «вытягиванием» из них вредных веществ, осторожной и аккуратной разборкой. Вот пусть по этим проектам и работают», - сказала Вера Дементьева.
Но, тем не менее, с первыми 26 домами, с которых планируют снять статус «памятника», членов совета ознакомили. КГИОП готов признать их обычными домами, осталось лишь согласовать экспертизы и выпустить соответствующее распоряжение. 15 из этих 26 зданий содержались еще в «Большой экспертизе» культурных объектов от 2004-го года, а по остальным 11-ти они делались отдельно. Поскольку проходило только заседание рабочей группы совета и кворума не было, голосовать пока не стали. Но основная мысль, которую высказывали собравшиеся архитекторы и культурологи (среди них были и Михаил Мильчик, и Олег Ионисян) — сначала новые инструменты защиты, и только затем исключение из списка памятников.
1.Здание фабрики музыкальных инструментов Шредера на улице Чапаева, 15 построено в 1900-е годы. Очень сильно перестраивалось.
2.Петергоф, Дом Гуляева, середина XIX века. Прудовая ул., 10 Автор неизвестен.
3.Корпуса А, В и Д Мытного двора на проспекте Бакунина, 6, Старорусской ул, 1 и Евгеньвской ул., 2
4.Дом Н.П.Беляева, 1888, арх. М.М.Лаговский на Смольном пр., 11 . Основной причиной для включения этого дома в список выявленных объектов культурного наследия стали оцень ценные и интересные интерьеры. Но владелец дома распорядился по-своему, и интерьеры уничтожил. Конечно, он получил штрафные санкции, но охранять тут уже нечего, — считают в КГИОП.
5.Здание главной канцелярии на Мойке, 76 1844-1845 года, работы арх. И.И.Шарлеманя. В советское время тут сделали совсем не историческую надстройку.
6.Жилой дом, 1930-е годы постройки. Автор не установлен. Крестовский пр., 9. На самом деле, дом уже утрачен, так что «вычеркивание из списка - чистая формальность.
7.Манеж в комплексе зданий Николаевской академии Генерального штаба, арх. А.И. фон Гоген. Суворовский пр., 32б.
8.Церковный корпус покровской общины сестер милосердия, 1859-1933
архитекторы Г.Х.Штегеман, В.В.Виндельбандт, гражд. инж. К.К.Кох. Большой пр. В.О., 85; Детская ул., 9. Этот корпус до сих пор используется в медицинских целях, и больница планирует его реконструкцию. Главное здание и сад должны остаться под охраной.
9.Покойницкая с часовней на Оренбургской, 4 — была в аварийном состоянии, еще когда её ставили на учет. Сейчас экспертиза установила, что здание намного более поздней постройки, чем это считалось.
10.Водонапорная башня в комплексе построек Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, 1852-1854, арх. Р.Р.фон Генрихсен, Пискаревский пр., 3.
11.Пушкин, Гусарская ул. 4, корпус казармы лейб-гвардии Е.И.В.Гусарского полка. С исчезновением этого здания из списка собравшиеся архитекторы единогласно и активно не согласились. «Это же античная архитектура, Древний Рим! Нельзя так!» - воскликнул Олег Ионисян.
12. Дом Кокушкина, конец XVIII - начало XIX века; перестроен в 1843 арх. А.М.Ливен. Декабристов ул., 36; Минский пер., 1, (угловой дом).
13.Жилой дом, начало XIX века, автор не установлен, Казанская ул., 25.
14.Дом В.А.Горчаковой, 1841, воен. инж. Михайлов, Мастерская ул., 3.
15.Дом И.И.Замяткина, 1840, арх. В.Е.Морган, Московский пр., 54.
16.Дом Артемьевой, конец XVIII века; 1835, надстройка арх. А.(?) Ламони, Большая Подьяческая ул., 5.
17.Жилой дом, конец XVIII - начало XIX века, Садовая ул., 68; пер. Макаренко, 1.
18.Дом Тонов, конец XVIII века; перестроен в 1850-е годы арх. К.А.Тон (?). Садовая ул., 71.
19.Дом Ц.А.Кавоса, конец XVIII - начало XIX века; 1853, арх. Ц.А.Кавос, Садовая ул., 73. Оба эти дома на Садовой (71 и 73) в аварийном состоянии, и, по словам заместителя председателя КГИОП Алексея Комлева, почти обречены на снос.
20.Производственный корпус акционерного общества электротехнических заводов "Дюфлон, Константинович и КО", 1914, арх. М.М.Чижов, академика Павлова ул., 8; Медиков пр., 3
21.Дом Ш.Николаи, 1851, арх. К.-Г.Альштрем, Колокольная ул., 13
22.Дом Дементьевых, 1-я четверть XIX века, угловой дом; 1838, расширение, надстройка (угловой дом); 1896, изменение фасада, арх. М.Е.Ерлыков, арх. А.А.Докушевский. ул Марата ул., 45, Свечной пер., 12
23.Дом А.Р.Ламздорф (А.А.Ветошкиной), 1843; 1908 - арх. А.П.Гемилиан;
гражд. инж И.И.Носалевич. Моховая ул., 18.
24.Дом И.В.Черепенникова, 2-я половина XVIII века; 1902, надстройка. техн. М.А.Андреев. Наб. Фонтанки, 39
25. Дом Ф.И.Грянского, 1857-1858; 1874-1875, расширение (правая часть) с созданием единого фасада, строительство эркеров. Арх. А.С.Андреев, арх. А.В.Малов, Фурштатская ул., 39
26.Дом Е.С.Мясоедова (Н.В.Оболенской-Нелединской-Мелецкой), 1-я четверть XIX века, постройка левого корпуса; 1844, постройка правого корпуса, надстройка левого корпуса; 1875, перестройка левого корпуса. Ул Чайковского, 20, ул. Захарьевская, 5 (дом по ул.Чайковского)
Садовая, 68
Садовая,71
Садовая,73
Фонтанка,39
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Фото: Валентин Илюшин