Любите ли вы рекламу? Нет? Она кажется вам скучной, надоедливой, убогой? Тогда вы, наверное, просто не смотрели действительно хорошие рекламные фильмы. Такие, как показывают вот уже 26 лет по всему миру и пятнадцать - в Петербурге. Всего одну ночь, зато какую! Где еще вы услышите, как публика возмущенно требует: "Рекламу! Рекламу давай!"
В этом году юбилейная, пятнадцатая в России, "Ночь пожирателей рекламы", прошла с необыкновенным аншлагом. Все билеты на спектакль, созданный Жаном-Мари Бурсико, владельцем крупнейшей в мире синематеки рекламных фильмов, были раскуплены за три дня до показа. Как сообщила продюсер проекта в России и генеральный директор компании "Твин Медиа", в зале собрались люди, которые не боятся есть на ночь. Тем более, что от рекламы не толстеют...
Я не случайно говорю "спектакль". Четыреста рекламных фильмов волею создателя шоу объединены в одно целое - вызывающее у зрителей смех, слезы и аплодисменты. Господин Бурсико подчеркнул, общаясь с журналистами, что из своей коллекции, насчитывающей около 850 000 рекламных фильмов, он отобрал только те, которые вызвали лично у него сильные эмоции. Ни один фильм не попал в спектакль по коммерческим или политическим соображениям. Выбор фильмов для показа всегда субъективен и пристрастен - и это прекрасно, потому что у Жана-Мари Бурсико не только чисто французское обаяние, но и отменный вкус.
Забавно, но факт: ни одна компания, по словам Жана-Мари Бурсико, никогда не требовала поставить или снять какой-либо фильм из шоу, - правда, "Ночь" иногда подвергалась нападкам цензоров по моральным, нравственным или политическим соображениям. Так, в арабских странах требуют вырезать из программы все израильские ролики. А вот в Израиле к арабским роликам относятся очень лояльно. Государственные цензоры в Китае иногда удаляют из шоу совершенно невинные фрагменты - похоже, как сказал Жан-Мари Бурсико, чтобы оправдать свою государственную зарплату. Иногда требуют снять фильмы, рекламирующие алкоголь. А вот к эротике представители почти всех стран относятся лояльно. В России и странах СНГ тоже встречаются проявления цензуры, но какие-то странные. Представитель "Ночи пожирателей рекламы" в России Александр Смелянский пожаловался журналистам, что когда организаторы хотели провести шоу в Доме музыки в Москве, ему заявили, что проект с таким грубым названием - ну что это такое, "пожиратели"! - никогда не пройдет в стенах этого элитного зала. Однако же, как сообщил господин Смелянский, шоу прошло там, и с большим успехом.
В Белоруссии из спектакля хотели вырезать всю рекламу алкоголя, а в Азербайджане - всю эротику, рассказал директор проекта в России Даниил Костинский. Но после того, как выяснилось, что, конечно, ни эротику, ни рекламу алкоголя из шоу выкинуть нельзя - тогда уж лучше просто его не показывать, - программу в этих странах показали в полном объеме.
Ежегодно синематека пополняется примерно на 25 тысяч новых фильмов. Даже некоторые агентства отдают синематеке господина Бурсико свои архивы. Например, сейчас мэтр готовится забрать 50 метров полок с фильмами - результат 50 лет работы парижской рекламной фирмы. А началось все с того, как в десятилетнем возрасте Бурсико выпросил у киномеханика, пускавшего мальчика посмотреть кино, рекламный ролик конфет, которые позднее были названы M@Ms. Любовь к кино проявилась у господина Бурсико через рекламу, и всей своей деятельностью он доказывает, что рекламное кино - это искусство.
В этом году Жан-Мари Бурсико смог увидеть и услышать, как петербургские зрители реагируют на поставленный им спектакль, - мэтр прибыл в северную столицу и приветствовал своих зрителей. Он так любит Россию, что даже решил следующий премьерный показ своего шоу провести в Москве.
А началось все в далеком 1981 году, когда в Париже была показана первая "Ночь", окрещенная "Лакомства". Здесь были представлены пять композиций из рекламных роликов и анонсов, созданных с 1935 по 1981 годы. Мероприятие имело успех, поэтому на следующий год - пока еще только в Париже - пришлось организовать для публики второй показ. В последующие годы размах величивался, шоу завоевывало все новые страны и города, пришло и в Россию. "Ночь пожирателей рекламы" не получает никакой финансовой поддержки ни от французского правительства, ни из бюджетов других стран. Практически все деньги, заработанные с помощью "Ночи", идут на содержание синематеки господина Бурсико. Сейчас это как никогда важно - ведь из-за катастрофических дождей, обрушившихся на Париж в этом году, здание синематеки было затоплено, и около 150 тысяч рекламных фильмов утрачено.
Но давайте, наконец, поговорим о том, что зрители увидели в течение этой ночи – за четыре с половиной часа. Это были 400 лучших рекламных роликов из 47 стран мира. Основную часть коллекции этого года занимают шедевры, снятые в Европе и США в ушедшем веке. Здесь и непередаваемое очарование ранней французской рекламы двадцатых годов прошлого века, панорама польской, румынской, бельгийской рекламы, яркие работы из Италии и Нидерландов. Для любителей экстрима был показан ролик, снятый Гаем Риччи для BMW - тот самый, где в неприглядном виде показана певица Мадонна и в самом выгодном - автомобиль. Сентиментально настроенным зрителям показали полную версию рекламы духов Chanel N 5 с Николь Кидман в главной роли (режиссер Баз Лурман). Был представлен и новый проект - рекламные фильмы в переводе Гоблина (впервые их показ прошел весной 2007 года в Петербурге, а следующий состоится в феврале), - неожиданный и, безусловно, смешной перевод очень понравился публике.
Программа была составлена не только из коммерческой, но и из социальной рекламы. Большую часть ее занимали фильмы, пропагандирующие применение презервативов и разборчивость в половых контактах. Но наиболее сильное ощущение оставили ролики о последствиях курения. Особенно один, в котором некурящая девушка отдает курящей банку прохладительного напитка: "Пожалейте курящих. Они меньше живут".
Замечательное впечатление произвели румынские рекламные произведения - к примеру, о том, что "Ежедневно миллионы насекомых кончают жизнь самоубийством, потому что им негде жить. Купите цветок". Или фильм про то, что для клеток головного мозга чтение является сексом. Финалом этого шедевра эротической мультипликации был призыв "Почитайте книгу". Апокалиптические картины в серии рекламы острого кетчупа - уничтожение Земли марсианами, завоевание ее гигантскими пауками или ядерный конфликт между Востоком и Западом, - спровоцированные неумеренным потреблением кетчупа, вызвали смех и аплодисменты зала.
Российских фильмов в шоу было немного - но сам факт того, что у нас умеют снимать рекламу, способную вызвать эмоции у такого знатока, как Жар-Мари Бурсико, наполняет душу патриотической гордостью. Особенно хороша была реклама чая, - не скажу, какого, потому что дело не в этом. В этом клипе, созданном великолепным мультипликатором, из чаинок возникали удивительно романтические картины.
Были показаны и несколько рекламных фильмов, снятых лучшими режиссерами мира. Рекламе сигарет Parisienne People, так называемой "парижской саге", отдали дань Жан Люк Годар, Дэвид Линч, Джузеппе Торнаторе, Эмир Кустурица, Роман Полански, Оливье Полас, Тимур Бекбаметов и братья Коэны. Больше всего мне понравился, конечно, фильм Кустурицы - впрочем, это характеризует только мой вкус, потому что остальные тоже были шедеврами, точно выявляющими стиль их создателя. Финалом, как обычно, были культовые фильмы коллекции – «Боб и его Фиат», «шоколад Лео», «СуперТимор», «Сиронимо и Перье».
В шесть утра шумная публика расходилась по домам. Мне пришлось объяснить случайному водителю, который вез меня домой, что здесь делают все эти люди. Он сначала не поверил, что все они всю ночь с удовольствием смотрели рекламу, только рекламу и ничего, кроме рекламы. Но затем, кажется, проникся мыслью, что рекламный фильм может быть произведением искусства. Кажется, в следующем году у "Ночи" будет еще один зритель...
Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру