Убийству главы Петербургского и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрия Трояна предшествовали как минимум два нападения на руководителей подразделений этой общественной организации. Эти события широко не освещались, но, по большому счёту, сомнений нет: Дмитрий Троян в последнее время работал в условиях, приближённых к боевым.
И к широко разрекламированной борьбе за права владельцев гаражей всё это вообще никакого отношения не имело.
Представьте: вы – член Всероссийского общества автомобилистов, то есть владелец гаража, расположенного на одной из автостоянок ВОА. Вы платите членский взнос – 4500 рублей в год – и пользуетесь своим гаражом. А руководство ВОА на эти деньги содержит хороший офис в центре города, большой штат сотрудников, наверное, вкладывает деньги в какие-нибудь коммерческие проекты. Надо полагать, что благодаря оставшемуся с советских времён статусу общественной организации такой бизнес для руководителей ВОА весьма выгоден.
Такова реальная роль Всероссийского общества автомобилистов сегодня. Если мы не правы, пусть кто-нибудь объяснит: что в деятельности ВОА есть, кроме коммерческого использования земли?
Другой разговор, что этим удивительным образом сохранившимся до наших дней пережитком социализма можно умело воспользоваться. В чём, как нам представляется, и есть причина конфликта, который для Дмитрия Трояна закончился гибелью.
В ноябре прошлого года на стоянке на Кубинской улице, 71, в небольшое помещение, где работали председатель первичной организации (таким доисторическим термином называются стоянки, входящие в ВОА) Анатолий Симсон, его заместитель Александр Кудрявцев и бухгалтер, ворвались несколько человек в черных куртках. Мощным ударом вырубили тогда 83-летнего председателя, сломав ему челюсть. Вторым пострадал заместитель: он получил сотрясение мозга. Оцепеневшей женщине-бухгалтеру приказали сидеть тихо, пригрозив «отвесить» и ей. Мы попытались поговорить с пострадавшими, но от комментариев они категорически отказались.
По некоторым данным, когда возник вопрос, писать ли заявления в милицию, председатель стоянки и его заместитель решили этого не делать. Нападавших, естественно, не поймали. А за несколько дней до случившегося к председателю стоянки приезжал мужчина и предлагал удалиться от дел. Председатель взял тайм-аут, чтобы подумать. Окончательное решение уйти на пенсию он принял уже после нападения.
Рассказывают, что на стоянке на Кубинской, 71, видели вице-президента Федерации самбо Вячеслава Янковского. Говорят, он числился тогда механиком на стоянке неподалеку – на пересечении Кубинской и Бассейной улиц (как раз одной из тех, которые снесли из-за строительства ЗСД). Кроме того, Вячеслав Янковский месяца за полтора до того стал соучредителем тогда же образованной местной общественной организации автолюбителей “Автоклуб № 5” Муниципального образования № 46 (чуть позже Янковский и его товарищи учредили и одноимённое ООО).
Весной 2007 года на страницы прессы вылился очередной конфликт между владельцами гаражей и руководством ВОА. Среди “гаражников” появилось много недовольных тем, как общество расходует деньги, поступившие в качестве членских взносов. Одними из самых активных в этом плане были владельцы гаражей на КАС-15 (Кубинская, 23). Они вышли из ВОА и организовали свой гаражно-строительный кооператив.
20 февраля этого года одно из собраний кооператива закончилось приездом ОМОНа. Как писали СМИ, в милицию позвонил исполнявший тогда обязанности председателя Московского ВОА Анатолий Мазнов и сообщил, что на стоянке происходит несанкционированный митинг с перекрыванием Кубинской улицы. Но сотрудники ОМОНа “удивлялись, когда узнавали, что ничего подобного не было”.
В конце февраля этого года неустановленные милицией преступники отправили Анатолия Мазнова в больницу. Он приехал домой, припарковал машину, но до подъезда не дошел. На него напали пятеро. Травма головы была настолько серьезной, что Анатолий Петрович, по словам его жены, пробыл в коме несколько недель. С тех пор Мазнов, которому сейчас за 70, находится на больничном. А Дмитрий Троян с уходом Мазнова лишился “поддержки на земле”, что не замедлило на нём сказаться.
Сначала неизвестные подожгли автомобиль Дмитрия Трояна, а потом, в марте 2007-го, с собрания “гаражников” КАС-15, на котором было принято решение о выходе из ВОА, его попросту прогнали. Троян тогда заявил журналистам, что “собрание организовали некие криминальные структуры, стремящиеся прибрать стоянку к своим рукам”, что это “бандиты-спортсмены, уже захватившие соседнюю стоянку”.
Одну из таких стоянок получил в аренду “Автоклуб № 5”, соучредителем которого являлся вице-президент Федерации самбо Вячеслав Янковский.
Суть всех этих безобразий незамысловата. По словам председателя совета регионального общественного движения в защиту прав владельцев гаражей Эдуарда Дауэнгауэра, если “первичная организация” выходит из состава ВОА и образует свое юридическое лицо, то может стать арендатором занимаемого земельного участка вместо ВОА. После чего успешно реализовывать коммерческие проекты на занимаемых стоянками земельных участках сами. Что не могло не перечёркивать планов руководства ВОА.
Дальше – полёт фантазии. Там можно построить многоярусный современный паркинг, чтобы сдавать в аренду или продавать в нём места, там можно построить автосервис, мойку для машин, шиномонтаж – там можно зарабатывать деньги любым доступным в большом городе способом. И делать это может тот, кто арендует соответствующую территорию. Но для успеха затеи инициаторы должны позаботиться о том, чтобы председателями “первичных организаций”, на территории которых они претендуют, стали их друзья. В чём, собственно, и есть причина описанных выше жёстких “увольнений” Симсона и Мазнова.
Вот и вся нехитрая подоплёка бурлящей борьбы, которая в жизни принимала очертания банальных бандитских разборок, а на страницах газет называлась защитой прав владельцев гаражей и которая рано или поздно должна была привести к трагедии.
Светлана Стрельникова,
Герман Петров
«Благоустроенная территория» не может объединять граждан!
На некоторое несоответствие окружающей действительности Всероссийскому обществу автомобилистов указывали ещё в конце 90-х годов, причём на весьма высоком уровне – это делали прокуратура Петербурга и городское Управление юстиции. Нарекания вызывал странный статус ВОА – статус общественной организации. В этом смысле возникали вопросы по поводу статуса гаражных стоянок, которые по документам являлись первичными организациями ВОА.
Тогдашнему руководителю Петербургского и Ленинградского областного отделения ВАО Андрею Корчагину Управление юстиции указывало, что не может “благоустроенная территория для размещения автомототранспортных средств” являться первичной организацией какого-либо общественного объединения по весьма простой причине – это абсурд с точки зрения здравого смысла и действующего законодательства. Ну, в самом деле – общественное объединение – это “добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей”.
При чём тут автостоянка? Мы же не называем гипермаркет общественным объединением, хотя у большинства его работников в служебное время тоже общие интересы и цели! “Целью коллективной автостоянки не может быть “объединение граждан”, так как объединять граждан может лишь общественное объединение, а не некая благоустроенная территория”, - написано в предупреждении Управления юстиции от 4 февраля 1997 года, адресованном Андрею Корчагину. И любопытно, что через 2 года после этого уже Прокуратура Петербурга констатировала, что, несмотря на многочисленные предупреждения, в деятельности ВОА ничего не изменилось.
Более того, эта странная чисто коммерческая структура умудряется пользоваться статусом общественного объединения до сих пор, хотя с момента официальной реакции на эту тему прошло десятилетие. За это время Андрей Корчагин покинул ВАО и возглавил ГУП “Центр автостоянок и гаражей”, а его преемник Дмитрий Троян на фоне многочисленных конфликтов стал жертвой наёмных убийц.
По данным журналистов газеты “Известия Петербурга” (в материале — ссылка на КГА), в нашем городе сегодня более 320 тысяч боксовых гаражей, которые занимают общую площадь в 1000 гектаров. Если считать, что членские взносы владельца каждого гаража составляют 4500 рублей в год, то ежегодные доходы регионального отделения ВОА видятся близкими к полутора миллиардам рублей, что соответствует почти 60 миллионам долларов.
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» 24 декабря*