Великая Рождественская Вечерня состоялась. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, приступая к богослужению в храме Христа Спасителя, поздравил будущего президента России Дмитрия Медведева и почти пять тысяч собравшихся верующих с праздником. И поцеловал Патриарх первого вице-премьера, продемонстрировав лояльность.
Ничего нового. Веками с кремлевских стен смотрят на нас зубцы гибеллинов, жизнь отдававших за борьбу против главенства церкви.
С ХII века Италия была занята войной между сторонниками Папы гвельфами и приверженцами германского императора гибеллинами. Соратники обеих сторон не жалели ни своей, ни чужой крови. Угомонилась резня лишь к ХV веку.
За время противостояния и те, и другие много чего успели понастроить в Европе. Замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах. Зубцы в форме ласточкина хвоста были знаком того, что владелец замка принадлежит к гибеллинам. (Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом). Гвельфы предпочитали строить стены с квадратными или прямоугольными зубцами, что больше походило на головной убор Папы.
Во второй половине ХV века Москва стала политическим и культурным центром единого русского государства. В это же время началась перестройка московского Кремля с участием итальянских зодчих.
В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля, и иностранные путешественники часто стали называть его замком. Действительно, форма башен и корона, венчающие стены зубцы напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане.
Когда итальянские архитекторы строили московский Кремль, они выбрали для крепости Великого Князя Московского гибеллинские зубцы, правильно полагая, что Руси противопоказано как папство, так и приоритет церкви вообще.
С тех времен зубцы в форме ласточкина хвоста очень полюбились русским зодчим, которые стали их широко использовать в крепостной архитектуре. Например, в крепостях Китай-города и Новодевичьего монастыря.
Однако не все были согласны с новаторами. Прибывший с Афона ученый авторитет Максим Грек «многие нестроения московской жизни стерпеть не мог» и объявил: «Неприлично, неполезно и опасно владеть монахам землею». Его поддержали заволжские старцы.
Как результат гнев митрополита Даниила. Грека сослали. Начались его мучения. Когда Максим Грек из темницы своей умолял нового митрополита Макария о помощи, последний отвечал классической фразой: «Узы твои целуем... яко одного из святых, но помочь тебе ничем не можем».
Князь грамотно воспользовался информационным поводом. Именно в результате вызванных предметов рассуждения на последовавшем за этими событиями Стоглавом Соборе церковь была вынуждена уступить многомудрому и искусному в споре царю. И лишилась она права приобретать вотчины без согласия светской власти.
Так что фактически это Медведев поцеловал Патриарха. Так как Патриарх может призвать Медведева, а президент в России вызвать. При всей современной набожности навряд ли придется тратить бюджетные средства на изменение конфигурации кремлевских зубцов.
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУР
Зубцы гибеллинов в русской душе
14 января 2008, 12:24
1722
Поделиться