«Мы сошлись на том, чтобы завалить Матвиенку на сабантуе. Уж извини, я сделал то, что смог. Они на большее не готовы», - эти слова принадлежат уроженцу Чечни Муслиму Эльмурзаеву, которого правоохранительные органы считают основным организатором неудавшегося покушения на губернатора Петербурга. В суде была продемонстрирована видеозапись «собрания заговорщиков» на квартире, которую снимал также Эльмурзаев.
«Мы сошлись на том, чтобы завалить Матвиенку на сабантуе. Уж извини, я сделал то, что смог. Они на большее не готовы», - эти слова принадлежат уроженцу Чечни Муслиму Эльмурзаеву, которого правоохранительные органы считают основным организатором неудавшегося покушения на губернатора Петербурга. То, что он их произносил, присяжные смогли убедиться сами — сегодня в суде была продемонстрирована видеозапись «собрания заговорщиков» на квартире, которую снимал также Эльмурзаев. А вот сам чеченец «кино» со своим участием не видел. По причине того, что задержать его не удалось.
В городском суде продолжает слушаться одно из самых громких дел прошлого года. Сегодня присяжным стороной обвинения было продемонстрировано видео, сделанное скрытой камерой, где двое подсудимых - 29-летний инженер Тимур Саидгареев, 21-летний компьютерщик Равиль Муратов, а также уроженец Чечни Муслим Эльмурзаев обсуждают детали своей спецоперации. Несколько раз в кадрах мелькает свидетель обвинения Федор Товпинец, а вот третий обвиняемый - 18-летний учащийся ПТУ Владислав Баранов - в «хоум-видео» так и не попал. Впрочем, после продемонстрированного «кино» появилось еще больше вопросов, нежели ответов.
До начала показа адвокаты подсудимых высказали протест по поводу того, что видеозапись не проверялась на подлинность экспертами, а также не были идентифицированы те, кто на ней представлен. Федеральный судья Аркадий Кургузов в удовлетворении ходатайства защите отказал, мотивировав свое решение тем, что в законе не сказано об обязательном проведении экспертизы записи.
Само видео было сделано скрытой камерой (как заявлено следствием, с санкции суда) в квартире 154 7-го дома по проспекту Культуры, где собирались подсудимые. По оперативной информации, в этой квартире якобы собирались активисты запрещенной организации. Сами видеозаписи, по словам гособвинителя, были произведены 13, 18, 28 апреля и 11 мая 2007 года (последняя буквально за несколько дней до задержания «заговорщиков»). Правда, как была установлена камера, так и осталось загадкой.
Комната, в которой собирались несостоявшиеся «террористы», обставлена весьма аскетично. Оно и понятно, квартира была съемной. Из мебели только старая кровать, трюмо, сервант и телевизор. Камера, с помощью которой велась съемка, была расположена над входной дверью в помещение. Где-то в квартире было спрятано и записывающее устройство, на которое производилась аудиозапись.
Качество звука вызывает немало вопросов. Большую часть слов просто не разобрать. По отрывочным фразам можно понять, что они обсуждали не теракт, а целую спецоперацию с участием взвода снайперов, отряда вертолетчиков и с применением гранатомета.
Также «заговорщики» активно обсуждали марши несогласных, нацболов, АКМ и разгонявший их ОМОН. При этом разговор сопровождался воспоминаниями Муслима о жестоких действиях ханты-мансийского ОМОНа в Чечне. Попутно велись разговоры об оружии – в частности, обсуждалась возможность купить в оружейном магазине карабин «Сайга». Саидгареев что-то говорил о гражданской войне и революции. «Они же могли», - заявлял он.
Заканчивается «хоум-видео» тем, что ныне скрывающийся от правосудия Муслим Эльмурзаев, которого следствие считает основным организатором несостоявшегося покушения, выходит в коридор и громко говорит по телефону неизвестному: «Особо суперского ничего не было. Мы сошлись на том, что завалить Матвиенку на сабантуе. Уж извини, я сделал то, что смог. Они на большее не готовы». Похоже, именно эта фраза является «коронной» в продемонстрированной видеозаписи.
Надо отметить, что запись почему-то датировалась не апрелем, а маем. Сотрудники ФСБ, присутствовавшие на процессе, объяснили это тем, что дата поменялась, когда запись перегоняли с пленки на диск.
Между тем, родственники трех обвиняемых не сомневаются, что дело сфабриковано. По их мнению, спецслужбы инсценировали подготовку к теракту, чтобы накануне большого совещания по борьбе с терроризмом было чем похвалиться. Двух человек - Муслима и некоего Анзора - они считают провокаторами: по их мнению, на квартире первого нужные фразы произносились нарочито внятно специально под видеокамеру, а второй передавал обвиняемым взрывчатку, и именно в тот момент их и задержали. Самому Анзору почему-то удалось скрыться, несмотря на плотное омоновское оцепление. Не нашли спецслужбы и Муслима.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
От покушения на губернатора - к исламизации страны
Допрошен ключевой свидетель по делу о покушении на Матвиенко
.Присяжные увидели подсудимых по делу о покушении на губернатора
Покушение века, или Операция "Сабантуй"