Очередное заседание правительства города принесло петербуржцам, которым предстоит переселиться из аварийного жилья, две новости — одну хорошую и одну не очень. Хорошая состоит в том, что их не будут заставлять доплачивать за переселение (при определенных условиях, конечно). «Не очень» - в том, что церемониться с ними не будут. Как обычно в таких ситуациях, губернатор выступила с эмоциональным заявлением и расставила точки над «i». Город отвечает за жизнь и безопасность — город должен расселять. Не хотите переезжать — не надо, но распишитесь, что претензий не будет.
О жилье
В Петербурге по-прежнему пока остается не расселенным 1 миллион квадратных метров аварийных домов. Кроме того, существует еще перечень зданий, которые могут быть признаны аварийными, - их нужно обследовать. По плану город должен расселить все аварийки к 2011 году. По словам главы Жилищного комитета Юниса Лукманова, заложенных в бюджет средств хватит для выполнения программы в полном объеме. Единственное, что, по мнению чиновника, может затормозить расселение, это недостаточный объем ввода бюджетных новостроек. Напомним, что в 2008-2011 годах город собирается потратить на жилищную политику порядка 150 миллиардов рублей. Основная часть денег пойдет на расселение аварийного фонда, коммунальных квартир, домов первых массовых серий и строительство бюджетного жилья.
Во вторник Смольный решил сделать еще один шаг навстречу гражданам — собственникам, которые пока еще живут в аварийных домах. И одобрил корректировки к закону «О жилищной политике Петербурга». Теперь при расселении аварийных домов собственникам будут предоставлять жилье по договору мены. Это, по мнению правительства, достойный выход из ситуации, когда рыночная стоимость предоставляемого жилья оказывается больше стоимости имеющегося — теперь им не придется выплачивать разницу. Насколько она велика, можно судить по примеру, который привел председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов. Он рассказал, что по рыночной оценке квадратный метр в аварийных домах на Бумажной улице в Адмиралтейском районе стоит 50 тысяч рублей. Стоимость же метра в предлагаемых для расселения домах, даже в спальных районах города – от 70 тысяч рублей. Получается разница в 600-700 тысяч рублей.
Понятно, что не все готовы к переезду «с доплатой», и процесс расселения затягивается. Для того, чтобы избежать этого, граждан от доплат планируется освободить. Но не поголовно, а в тех случаях, когда площадь предоставляемого жилья будет равна площади, с которой гражданину предлагается съехать, и если он изначально занимает площадь меньше санитарной нормы.
По словам чиновников, эти корректировки закона, прежде всего - забота о пенсионерах, которые приватизировали свои квартиры, но для того, чтобы обменять их на новые “с доплатой”, денег не накопили. Их будут переселять в соответствии с городскими соцнормами – по 33 метра для одиноких петербуржцев и по 18 метров на каждого человека в семье.
Обсуждая законопроект, вице-губернатор Александр Вахмистров привел в пример и другую, более распространенную ситуацию, когда не власти, а граждане устанавливают непомерные ценники на свои полуразрушенные квартиры. Например, соглашаются переезжать, но просят выкупить у них жилье из расчета 6 тысяч долларов за «квадрат».
Юнис Лукманов предложил в таких случаях называть гражданам выкупную цену. А если они не соглашаются - решать вопросы в судебном порядке. «Сегодняшние процедуры, если к ним подходить грамотно, позволяют активнее работать с расселением. Даже на Тележной улице. Мы уже вправе начинать необходимые процедуры. Это непростой процесс, многое зависит от умения администрации работать», - отметил Лукманов.
О политике
Валентина Матвиенко разъяснила «политику партии»: «Вы все хорошо знаете, сколько аварийных домов в городе. Расселение – приоритетная задача. Власть несет и юридическую, и уголовную ответственность за жизнь и безопасность людей. Решения о расселении принимаются на основании экспертизы, которую проводят не чиновники, не правительство, а специализированные организации. Они тоже несут уголовную ответственность за фальсификацию. И ни одна такая организация не является самоубийцей, чтобы по заказу и просьбе кого-то делать заключения об аварийности. Попытки во всех грехах обвинить чиновников должны пресекаться. Если будут клеветнические заявления высказываться в адрес чиновников, будут готовиться иски в суд и будем за такие действия «ставить на место». Говорила губернатор долго, так, как будто у нее накопилось много невысказанного по этой проблеме. Иногда повторялась, иногда приводила новые доводы. То перескакивала с одной темы на другую, то возвращалась к главному. Но суть сводилась к одному: рухнет дом, не митингующие будут отвечать, а город за то, что не предпринял меры.
В монологе градоначальница затронула одну из самых спорных нынешних ситуаций - расселение домов на Тележной улице. Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что вокруг “авариек”, расположенных в самом центре города, вблизи Невского проспекта и Александро-Невской лавры, начались настоящие “истерия и психоз”, которые, впрочем, инициированы “не гражданами и не жильцами”.
Видимо, такую реакцию губернатора вызвали объявления, которые неделю назад небезызвестная организация “Живой город” развесила на “спорные” дома. Содержание «писем счастья», которые “случайно” попались на глаза вице-губернатору Александру Вахмистрову, прибывшему с инспекцией, сводилось к тому, что на месте старых домов после их сноса появятся элитные новостройки для топ-менеджеров одной известной компании.
Александр Вахмистров тогда назвал эту информацию слухами и заявил, что пока на аварийки в центре города инвестор не найден: “Ни под какого конкретного инвестора мы ничего не подбираем. Дома будет расселять город. Только потом мы выставим этот участок на торги”.
«Каждый раз как принимаются решения о расселении, сразу возникают инсинуации, что это – в интересах какой-то компании. Это бред полный, глупость и бред. Расселили дом на набережной Робеспьера, выставили участок на открытый аукцион. За него бились восемь компаний. Победила та, которая заплатила больше денег в бюджет», - добавила Матвиенко.
«Если граждане не согласны с актом специализированной организации, они вправе обратиться в суд и оспорить заключение, вправе нанять другую независимую экспертную организацию и сделать оценку – является ли дом аварийным или нет. Если такое решение будет – будет исполнено. Но пускать на самотек «а-ля мне нравится эта квартира и все» - не правильно», - говорила Валентина Матвиенко. Она вспомнила дом на Двинской улице, который рухнул несколько лет назад, и подчеркнула, что в таких ситуациях за жизни людей будут спрашивать именно с властей, которые не предприняли мер для расселения аварийного дома.
Градоначальница обратилась к главам районов с просьбой сделать для граждан все процедуры, связанные с проведением экспертизы зданий, открытыми. «Если хотят жить в аварийном доме, а я не верю, что у нас есть такие самоубийцы, – пусть при 100 процентах жителей подписываются под этим и берут на себя ответственность», - сделала вывод Матвиенко. «Скажите, что плохого делает город?» - разъяснив свою точку зрения, недоумевала губернатор.
Как прокомментировал “Фонтанке” глава ТСЖ расселенного дома на Эсперова, 7, Александр Гомон, ситуация с аварийками остается неоднозначной, но это не только по вине властей. “Если жильцы хотят остаться в своем доме, то они должны нести за него ответственность, - заявил Гомон, - то есть, нужно рассчитать площадь квартир и долевое участие собственников в многоквартирном доме. И, исходя из этих цифр, начинать долевой ремонт своих домов. Город может участвовать в этом процессе, поддерживая собственников вложениями”. Сносить аварийные дома, по его мнению, совсем необязательно. Жильцы могут выиграть в борьбе за свои здания. Однако, по словам опытного “аварийщика”, проще согласиться с предложением властей и не тратить свое время на судебные тяжбы, подолгу отстаивая свое право решать судьбу аварийного дома.
Напомним, что участок на Эсперова освобождали для нужд переезжающего в Петербург Конституционного суда. Дом 7 признали аварийным, но жители в суде доказали, что это не так. Тогда администрация пошла другим путем — предложила выкупить квартиры. Варианты нового жилья понравились не всем, но, в конце концов, жителям пришлось сдаться.
Маша Могилевская,
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Риэлторы и чиновники решили судьбу коммуналок
Четыре способа выехать из коммуналки
Петербуржцев из коммуналок будут отправлять жить в область
Поделиться