Вокруг Петропавловской крепости снова возникают финансовые недоразумения. Спустя полтора года после проведенной проверки Контрольно-счетной палаты, выявившей такие нарушения, что не уволить тогдашнего директора Бориса Аракчеева в Смольном посчитали невозможным, - была проведена повторная ревизия. Результат ее показал, что далеко не все уроки были усвоены. Некоторые ошибки перешли «по наследству» новому руководителю Александру Колякину.
Проверка КСП государственного музея истории Петербурга затрагивает 2006-ой и 2007-ой годы. Борис Аракчеев возглавлял учреждение до 3 ноября 2006-го года, с 17 ноября дела принял новый директор Александр Колякин.
Стоит отметить, что после прихода в Петропавловку нового руководителя доходы учреждения заметно выросли. Если в 2006-ом году они превышали показатели 2005-го года всего на 35,2 процента, то в первом полугодии 2007-го денег Музей заработал на 75,6 процента больше, чем за полгода 2006-го. Как отметили проверяющие, резко - на 49 тысяч - выросло число проданных билетов. Частично рост прибыли объясняет и удорожание билетов (например, стоимость экскурсии по маршруту «Невская панорама» выросла в три раза), большее число проданных разрешений на съемку и въезд транспорта.
Однако проверяющие нашли немало и недочетов в деятельности учреждения. Самое «тяжелое наследство», доставшееся Колякину — это компания «Интарсия», которая занималась ремонтными работами на территории крепости.
Колякин продолжил работу с «Интарсией» по контракту, заключенному еще Аракчеевым в марте 2006-го года, по которому фирма должна была выполнить ремонт фасадов и кровель. В документе КСП обнаружила массу нарушений: на выполнение работ не проводился конкурс и контракт был заключен способом «у единственного источника» без каких-либо обоснований этого решения.
В договоре изначально были указаны работы на 15 объектах, которые за 206 миллионов должны были быть выполнены до 30 сентября 2007-го года. Однако впоследствии количество объектов было сокращено, и из перечня исчезли такие объекты как «Зотов бастион» или «Кронверкская куртина», в крепости решили не мостить гранитный тротуар. За счет этого были увеличены объемы и стоимость работ на других объектах, а их сроки продлены на два месяца. Однако и на 1 ноября 2007-го года по факту были выполнены и оплачены работы всего на 62 процента.
Как отмечает КСП, «Интарсия» выполняла и новые виды работ, не предусмотренные контрактом. В результате музей незаконно израсходовал 1 миллион 192 тысячи рублей, оплатив не прописанные в конкурсной документации работы. Стройфирма проводила работы на исторических объектах без разрешения управления Росохранкультуры и КГИОП. Эти документы (по составленной постфактум проектно-сметной документации) начали оформлять только с середины 2007-го года, по ходу работ. Даже на момент проверки по пяти из 34 смет отсутствовали заключения КГИОП.
Возникли у КСП вопросы и к расценкам. Во-первых, 34 сметы по расходам на ремонты объектов были составлены с завышением цены контракта на 39 миллионов рублей. А для расчета стоимости некоторых работ применялись расценки как на реставрацию, в то время как проводился лишь капитальный ремонт объектов. Для оценки фактически выполненных работ в исторических зданиях, КСП даже привлекла своего специалиста. И выяснилось, что за счет применения расценок на реставрацию, но выполнения исключительно ремонта кровель, сметная стоимость была завышена не менее чем в три раза. Таким образом, излишние расходы составили 28 миллионов рублей.
Несмотря на проблемы с заключенным контрактом, почти сразу после своего прихода в Петропавловскую крепость Колякин, в декабре 2006-го года, заключил с ООО «Интарсия» сразу два новых договора на ремонт одного и того же здания Гауптвахты крепости. Один - на 203 тысячи рублей, другой- на 249,5 тысяч рублей. Обычно такие контракты на один и тот же объект являются искусственным делением одного документа. Это делается для того, чтобы упростить внеконкурсные закупки: если бы музей решил заключить контракт на общую сумму, то его надо было бы выставлять на конкурс.
Среди других нарушений есть как технические, так и существенные. Например, не имея права распоряжаться государственным имуществом, музей предоставлял помещения и участки на территории крепости ряду частных организаций. Например, компаниям ООО «Амбе-Колор», ООО «Восковые фигуры», ООО «Медный всадник — крепость» и даже индивидуальному предпринимателю А.В. Важненко, который хранил сувенирные товары и оборудование на территории крепости. При этом никаких документов об арендной плате за занимаемые помещения не было. К тому же с этими организациями крепость не заключила договор об оплате коммунальных услуг. В итоге уже при Александре Колякине за 9 месяцев 2007 года долги по «коммуналке» составили 58 тысяч, хотя ранее в своих проверках КСП уже указывала на это нарушение.
Кроме того, при Аракчееве в счетах не отражались доходы от предпринимательской деятельности, полученные в иностранной валюте. В частности, на открытом счете в ОАО ВТБ — тогда, в 2005 году, бюджет недополучил более 2 миллионов рублей, а в 2006-ом - 296 тысяч рублей. При новом директоре таких нарушений зафиксировано не было.
Есть и забавные моменты, связанные с расходованием бюджетных средств по одной статье расходов вместо другой, что подпадает под нецелевое использование бюджетных средств. В частности, музей приобрел кондиционер, электросушилку, тумбу с мойкой, контрольно-измерительные, осветительные приборы и другие материальные ценности, израсходовав 469 тысяч рублей по статье «Услуги по содержанию имущества» вместо «Увеличение стоимости основных средств».
Отчет КСП Петербурга был направлен в ЗакС, в Смольный, самому Александру Колякину и даже в Горпрокуратуру. Мы обратились в Петропавловскую крепость за комментариями нарушений, выявленных КСП в середине января. На тот момент дать аргументированный ответ нам не смогли. Как объяснил Александр Колякин, отчет еще не был изучен должным образом. Спустя почти месяц из ведомства поступил только один комментарий, переданный через пресс-службу музея. Суть его сводилась к тому, что в проверке изложено много неверных фактов и музей будет готовить возражения. Ждать предстоит еще месяц. Пока в Петропавловской крепости сформируют позицию по собственным финансовым недочетам, мы уже не стали. Однако, как известно, до формирования отчета при выявлении нарушений сначала КСП направляет в проверенное учреждение справку, по которой формируются возражения. Только после ответа из учреждения составляется итоговый документ. Так что не знать о претензиях петербургского КСП Александр Колякин никак не мог уже месяц назад. Впрочем, не исключено, что такая реакция руководства музея вызвана опасениями, что проверка может послужить поводом для кадровых перестановок — так, как это случилось в 2006-ом году с Борисом Аракчеевым. У «Фонтанки» пока таких сведений нет.
Напомним, что Аракчеев был уволен со скандалом. Официальная формулировка - «в связи с прекращением трудового договора», неофициальная - за неспособность контролировать ситуацию в музее. Насколько он не способен ее контролировать, и выявила проверка КСП. Тогда выяснилось, что бюджет города в результате деятельности музея в 2004-ом и в первом полугодии 2005-го года недополучил в общей сложности чуть меньше 7 миллионов рублей. Руководство неправомерно распоряжалось госсобственностью, а именно, без согласия КУГИ, сдавала помещения в аренду. Полученные средства крепость в бюджет города не направляла. Таким образом, было заключено 27 договоров аренды. Кроме этого, музей сдавал ряд помещений без оформления соответствующих документов и даже на безвозмездной основе (или за символическую плату). При всем этом музей на крайне невыгодных финансовых условиях брал в лизинг автомобили «Тойота» и «Фольксваген». Кабальные условия лизинга уже привели к излишним выплатам минимум 386 тысяч рублей.
На Александра Колякина, сразу после его прихода на новую работу, возложили большие надежды. Уже после его назначения в конце ноября 2006-го года губернатор посетила Петропавловку во время традиционного субботнего объезда и дала директору указание - до конца 2008-го года привести музей «в надлежащее состояние, не затягивая ремонтно-реставрационные работы». Чтобы оправдать ожидания, у Колякина осталось меньше года.
Пока же «Петропавловская крепость» решила отчитаться о своих успехах в выставочной и издательской деятельности. В 2007 году всего в музее и его филиалах прошло более 50 временных выставок, в том числе 14 - из фондов музея. Планы на 2008-й год еще более обширные.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Поделиться