Одной из самых живых тем обсуждения на итоговой коллегии комитета по культуре стали не успехи за 2007 год (а представленные Николаем Буровым цифры доказывали рост по всем параметрам), и не проходившая весь год музейная проверка. Больше обсуждали театральную реформу, начатую в Петербурге.
Самое живое обсуждение на итоговой коллегии петербургского комитета по культуре в понедельник вызвали не успехи ведомства за 2007 год (представленные Николаем Буровым цифры показали рост по всем параметрам — по финансированию учреждений культуры, их реставрации, оборудованию, по количеству посетителей), и не проходившая весь год музейная проверка. О ней говорили немного, разве что директор музея Достевского Наталья Ашимбаева отметила, что проходит она на позитивном фоне, несмотря на то, что началось все с кражи в Эрмитаже.
«Проверяющие не ставят целью уличить нас в чем-то, а стараются помочь решать проблемы», - сказала Ашимбаева. Буров же признался, что в музейном отделе комитета по культуре весь год просто некому работать — все в комиссиях, все проверяют.
«Но проверять надо, в одном из наших музеев результаты последней сверки, как оказалось, датированы еще довоенными временами», - оговорился он.
Но больше обсуждали пресловутую театральную реформу, начатую в Петербурге.
«Эксперимент, а не реформу. Реформа это что-то на императорском уровне, а мы так — экспериментируем», - сразу же поправил выступающих Николай Буров. Две крайние точки зрения были сформулированы директором «Мюзик-холла» Александром Платуновым и председателем территориальной организации профсоюза работников культуры Надеждой Головской.
Надежда Головская заявила, что благодаря работе профсоюза было «остановлено нарушение закона», которое пыталось сделать петербургское правительство. «Перевод сотрудника с трудового на гражданско-правовой договор противоречит положениям трудового законодательства». «Пока суд не признал это нарушением, у нас просто разная трактовка закона. И, могу вас заверить, эксперимент не закончен — он только начинается», - парировал Николай Буров.
Александр Платунов главную ошибку комитета по культуре при реализации
эксперимента видит в недостаточной разъяснительной работе. Мол, из-за этого люди не видят сути проблемы. А суть в том, что затевался-то эксперимент, дабы директора театров могли формировать реально работающие творческие группы.
«Если бы перед Роденом вывалили кучу дерьма, то он бы сказал, что из дерьма «Поцелуй» не сделать. «Поцелуй» можно сделать только из белого мрамора», - таким неожиданным примером Платунов проиллюстрировал стоящие перед директорами петербургских театров проблемы.
Напомним, что суть принятого постановления правительства - в сокращении на 10 процентов творческих кадров театров, перевод всех артистов в трех театрах города («Мюзик-холле», «БТК» и «Балтийском доме») на гражданско-правовые договора, заключаемые на каждую роль, и принятие всех новых актеров на такие же договора уже во всех театрах. Эксперимент на сценах города был принят в штыки, и везде реализовался по-своему. В «Балтийском доме», например, после долгих переговоров пришли к тому, чтобы дать актерам выбор — перейти на договор или нет. В «Мюзик-холле» просто уволили всех артистов, создали новое негосударственное объединение, и приняли весь свой балет на работу туда. А уже с этим объединением заключили договор.
«В этом постановлении действительно много недочетов. Пытаясь развязать директорам театров руки в том, чтобы они могли уволить не способных играть актеров, их загнали в другие рамки. Сейчас создана рабочая группа для анализа постановления, в которую вошли Рудольф Фурманов (автор открытого письма), академик Лев Сундстрем, директора многих театров», - рассказал Александр Платунов.
Группа выработала свои поправки — обязательность именно гражданско-правового договора будет отменена, но зато введена обязательная аттестация для актеров каждые пять лет. Предлагается создать специальное актерское то ли агентство, то ли биржу труда, в котором актеры могли бы находить себе работу. Ну, а если актер все-таки решит, что занялся не своей профессией, в том же агентстве его переучат: на оператора ПК, или еще на какую-нибудь полезную профессию. Сейчас эти предложения уже согласованы и лежат на столе у Николая Бурова.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру