«Слухи о моей отставке пока сильно преувеличены». Такое резюме под активно распространяющейся информацией о своей грядущей отставке подвел председатель комитета по культуре Николай Буров. За последние недели его успели и пригласить работать в комплекс соборов, входящих в музей «Исаакиевский собор», на место Николая Нагорского, и попросили остаться на своем посту. Сам Буров эту информацию не комментирует. Отчасти потому, что уход может как произойти, так и не случиться.
«Слухи о моей отставке пока сильно преувеличены». Такое резюме под активно распространяющейся информацией о своей грядущей отставке подвел председатель комитета по культуре Николай Буров. За последние недели его успели и пригласить работать в комплекс соборов, входящих в музей «Исаакиевский собор», на место Николая Нагорского, и попросили остаться на своем посту. Сам Буров эту информацию не комментирует. Отчасти потому, что уход может как произойти, так и не случиться.
Слухи о том, что Николай Буров может покинуть свой пост, появились в начале января. Они совпали с рядом событий. Во-первых, с непрекращающимися скандалами из-за начинающегося эксперимента с театральной реформой. Во-вторых, с истечением трехлетнего срока его руководства комитетом по культуре. В-третьих, в связи с достижением им 55-летия (12 февраля), что для работников его профессии является пенсионным возрастом. И, наконец, в связи со скоропостижной кончиной Николая Нагорского, который возглавлял комплекс соборов, входящих в музей «Исаакиевский собор». Разговоры о возможном переходе Бурова на другую работу вызвало письмо петербургских музейщиков губернатору Валентине Матвиенко.
В коллективном письме они попросили главу города назначить на должность директора государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николая Бурова. Один из видных петербургских музейщиков, который также подписал обращение, заявил журналу «Город»: "Мы больше озабочены не тем, кто будет председателем комитета, а тем, кто будет возглавлять «Исаакиевский собор». Мы боимся, что повторится история, когда в некоторые учреждения культуры приходили «банановые короли»".
Другой подписавшийся под обращением музейщик, директор Этнографического музея Владимир Грусман, подчеркнул, что именно Буров на посту главы музея сумеет сохранить «линию толерантности между русской культурой и Русской православной церковью». (Напомним, что музей включает в себя Исаакиевский, Смольный, Сампсониевский соборы и храм Спаса-на-Крови).
Комментируя эти слова, Буров еще в конце января заявил: «Я знаю об этом письме, но самого его не видел». Отметив, что само предложение представителей музейной общественности для него лестно, но окончательное решение по этим вопросам - за губернатором.
Возможно, что эти слухи дошли и до других деятелей культуры, обратившихся 18 февраля на итоговой коллегии комитета по культуре к Николаю Бурову с просьбой не уходить. Первым поднял эту тему директор «Мюзик-холла» Александр Платунов. Рассказывая о текущей работе по театральному эксперименту, он обмолвился, что все, что достигнуто, может быть потеряно, если в комитете по культуре произойдут кадровые изменения.
«Не понимаю, почему мы так спокойно сидим. Расслабленно рассуждаем о том, насколько лучше стало жить культуре за последние три года. Вспомните как было 4 года назад — истерика, страх в глазах. Николай Витальевич пожертвовал своим здоровьем, ради того чтобы изменить эту ситуацию, ведь настоящее его дело - это сцена. А сейчас мы стоим перед серьезнейшей проблемой. Буров собирается уходить. Как доверенное лицо президента говорю вам — во всем должна быть преемственность. А у Николая Бурова сейчас нет преемника в начатых им делах. Мы должны броситься ему в ноги, и просить остаться!» - эмоционально заявил со сцены режиссер Юрий Александров.
Это высказывание было поддержано аплодисментами, после чего директор «Балтийского дома» Сергей Шуб от имени директоров драматических театров обратился к главе комитета по культуре с просьбой остаться.
Николай Буров пообещал принять все сказанное к сведению и отшутился : «Все это напоминает мне ситуацию из фильма «33». Помните, герой Леонова, Травкин, просит посоветоваться с семьей, перед отлетом в иные миры. И получив от жены кальсонами по лицу, возвращается и говорит: "Семья согласна!"».
По некоторым сведениям, по состоянию здоровья и по причине освободившегося поста в музейной сфере, на котором можно было бы работать в более спокойном графике, Буров действительно разговаривал с губернатором и около двух недель назад написал заявление «по собственному желанию». Однако ответа от главы города не получил. Отчасти потому, что другой кандидатуры на пост руководителя комитета у Смольного пока нет. Решение вопроса отложено до конца избирательной кампании. По мнению информированных источников в Смольном, Николая Витальевича могут и не отпустить — так как слишком много проектов запущено за прошедшее время. «Кроме него, их никто не может довести «до ума», - говорят в кулуарах.
Напомним, что этот комитет как никакой другой страдал от постоянной смены руководства. В 2004 году после очередного громкого скандала ушла не сработавшаяся с нашими деятелями культуры Надежда Кущенкова, - она проработала ровно год. Столько же занимала кабинет на Невском, 40 ее предшественница Ольга Иванова. Еще раньше около года председательствовал Евгений Колчин, после ухода которого в комитете был период межвременья (некоторое время обязанности председателя исполнял даже вице-губернатор Владимир Шитарев). Только Владимир Яковлев ("Яковлев-маленький") руководил питерской культурой при двух градоначальниках — шесть с лишним лет.
Александра Медведева,
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру