Какова нынче экономическая и социальная ситуация в Петербурге? Ситуация, если вы сами еще не догадались, блестящая, и обещает стать еще лучше. Таков официальный взгляд, сначала выраженный в докладе шефа КЭРППиТа Алексея Сергеева на городском правительстве, а чуть позже – в речи вице-губернатора Михаила Осеевского перед депутатами ЗакСа. Поскольку оба эти выступления совпали почти текстуально, делаем вывод, что перед нами, используя выражение Булгакова, – «окончательная бумага», некая квинтэссенция размышлений городского нашего экономического начальства над проблемами родного Петербурга.
Главный вывод: проблем нет. А если и есть, то скоро уж точно ни одной не будет. Советские рапорты, переполненные триумфальными цифрами, советские самохвалебные речи, и, вообще, все советское сейчас в моде. Но старый ритуал, по крайней мере, требовал признавать «отдельные недостатки». Нынешний не требует даже этого. Кругом одни достоинства.
Почти полностью с этим соглашаясь, позволю себе лишь несколько ремарок и уточняющих вопросов.
Итак, последуем за Сергеевым-Осеевским. Начинают они со среднедушевых доходов, которые у нас в городе в 2007 году были 16,8 тысячи рублей в месяц. Это, действительно, выше среднероссийского уровня - на 4 с лишним тысячи. Но правильно будет добавить: в столичном городе Москва эти доходы достигли 34,6 тысячи рублей.
Мало того, что там они вдвое выше, но, если отнести к московского валовому продукту, то окажется, что Москва еще и заметно конкурентоспособнее нашего Петербурга: ее валовый продукт (на одного жителя) больше петербургского вовсе не в два раза, а, минимум, в три. Соответственно, там ниже, чем у нас, доля доходов, идущих на зарплаты и выплаты, и выше, чем у нас, запас экономической прочности.
Кстати, собственным нашим валовым продуктом наша «окончательная бумага» весьма довольна: он вырос за прошлый год на 9,7%. Что правда, то правда, бум налицо. «За семь лет валовой региональный продукт в сопоставимых ценах увеличился в 2 раза. Таким образом, досрочно выполнена задача, поставленная президентом…».
Это, конечно, большая радость для каждого нашего земляка. Впрочем, и москвичи не унывают: их городской валовый продукт (более 20 процентов от общероссийского против наших 3-х процентов с хвостиком) вырос в прошлом году на 7,7%, и «задача, поставленная президентом», тоже выполнена досрочно: правда, не за 7 лет, как у нас, а за целых 8. При таких темпах мы, конечно, со временем догоним cтолицу, но не так быстро, как хотелось бы - этак лет через сто.
Я имею в виду по развитию экономики. Потому что по бюджетным возможностям догоняем гораздо быстрее. Доходы петербургского бюджета в минувшем году перевалили за 280 миллиардов рублей (рост почти на 30% - с удовольствием сообщает наше начальство). Тем временем, доходы московского бюджета составили 956 миллиарда – всего раза в полтора больше, чем у нас, на душу населения. Подозреваю, что, на самом деле, разница и того меньше. Ведь только по федеральной адресной программе на петербургские фактически нужды (КАД, дамба, пассажирский терминал на Васильевском и т.п.) в прошлом году поступило еще 60 миллиардов рублей - сверх всяких наших бюджетов.
И при таких-то тратах общественных денег, льющихся в Северную столицу и не подкрепленных собственными еe экономическими возможностями, чувствует ли рядовой петербуржец, что на его обустройство тратится без малого столько же, сколько на обустройство москвича?
Ну, вот метро, к примеру. Легендарная наша «Концепция развития метрополитена до 2020 года», в которую заложены сверхгигантские расходы (интересно было бы познакомиться с их обоснованием, но это к слову), половину которых еще предстоит выпросить у федерального центра – так вот, «Концепция» эта обещает нам на ближайшие три года (2008 – 2010) сооружение каких-то 7,8 км метро, остальное потом. Тем временем в Москве - не в порядке прожектов и обещаний, а вполне реально, каждый год строят больше. А в отдельные годы даже и гораздо.
Само собой рождается подозрение, что свалившиеся на наш город бешеные деньги тратятся как-то не слишком эффективно. Чтобы не сказать – с ними просто не справляются. Не зря ведь бюджетные расходы Петербурга в прошлом году оказались на 20 миллиардов рублей ниже его доходов. Городские власти не успевают освоить те деньги, которые есть, что не мешает им просить в центре все новые и новые – на то же метро, например.
Однако вернемся к «окончательной бумаге». Главный по протяженности ее раздел посвящен расцвету петербургской промышленности: «индекс промышленного производства в обрабатывающем секторе – 110,3% (по России – 109,3%)…»
Вообще-то гордиться тем, что индекс промышленного производства выше, чем в России, не стоило бы. Он ведь, вопреки бытовой логике, выше, чем в России, почти во всех федеральных субъектах (в той же Москве – 111,5%). Секрет в том, что этот самый показатель очень сомнительный, возникает в результате двойного, тройного и так далее счета одних и тех же товаров и продуктов, и с реальным промышленным ростом (то есть, с ростом добавленных стоимостей в промышленности) связан довольно косвенно.
Но если именно он так мил нашему экономическому начальству, то неплохо бы вспомнить восьмипроцентный его спад в позапрошлом, 2006 году. Нынешний подъем вернул его всего лишь на уровень 2005 года.
Главное, однако, не в этом, а в самой зацикленности на промышленности, унаследованной от советской эпохи.
Вовсе не промышленность, а услуги и оптовая и розничная торговля являются сегодня ведущими секторами регионального валового продукта и локомотивами петербургского (и еще в большей мере московского) экономического роста. Но как раз ими экономическое наше начальство интересуется мало, об их поддержке (а еще лучше - о том, чтобы им не мешать) говорит невнятно, а когда говорит, то это трудно принять всерьез.
Еще меньше оно думает и говорит о производительности труда. Хотя политическая чуткость требует внять путинскому призыву ее учетверить к 2020 году. В упомянутом официальном докладе ее вообще почти не присутствует. Нет цифр, касающихся производительности труда, ни по городской экономике в целом, ни по главным ее секторам. По-моему, наша городская статслужба ее просто не вычисляет. Поэтому проделаем за нее самую простую часть этой работы – прикинем общепетербургский рост производительности труда. Это нетрудно. Валовый городской продукт, как нам уже было доложено, за прошлый год вырос почти на 10%. А число занятых в городе увеличилось на 5% с лишком (на эту особенность доклад не напирает, поскольку она выводит на щекотливую тему прилива мигрантов). Разница между двумя этими цифрами и есть рост производительности труда. Получается, что в 2007 году подскочила она процента на четыре – пять. Прямо скажем, неплохой задел для обещанного четырехкратного скачка.
Разумеется, все сказанное – только малая часть соображений, возникающих по поводу реального положения дел в городе на Неве и по поводу взгляда на эти дела из начальственных кабинетов.
Остается задать один вопрос. Ну ладно. Пока бушует нынешний хозяйственный бум, можно уютно себя чувствовать в мирке позавчерашних советских представлений, упускать нынешние невероятные возможности, не замечать или откладывать на потом самые неотложные вещи, сочинять рапорты и бить в победные барабаны. Но легко ли придется, когда бум схлынет? Бог с ним, с начальством. Легко ли придется городу?
Сергей Шелин,
специально для «Фонтанки.ру»
Поделиться