Онкология - одна из основных причин смертности детей в развитых странах. Она уступает лишь смертности от несчастных случаев и травм. Общая заболеваемость злокачественными опухолями у детей в Санкт-Петербурге составляет примерно 11-16 случаев на 100 тысяч детей. Примерно треть случаев приходится на лейкемии или лейкозы. Лечение этих болезней — дело трудное и дорогостоящее. И вопрос о создании специального центра для больных детишек назрел давно. Однако в лучшем случае он появится через четыре года.
Слова "онкология" и "рак" у большинства людей вызывают если не ужас, то чувство обреченности и безнадежности, а словосочетание "детская онкология" звучит как приговор, не подлежащий обжалованию. В Петербурге ежегодно регистрируется 120 - 150 детей и 40-50 подростков в возрасте до 18 лет, у которых злокачественная опухоль выявляется впервые. По сравнению с другими болезнями, рак у детей встречается, действительно, редко, но это слабое утешение.
Методы лечения детской онкологии и рака у взрослых схожи, они включают в себя хирургию, лучевую терапию и химиотерапию. Но лечение детей имеет свои особенности. На первое место выходит «химия», которая в данном случае считается максимально щадящей и эффективной. Лечение выливается в многие тысячи рублей, долларов и евро. Судите сами: лекарства — (от $4000 до $12000 на месячный курс), поиск донора костного мозга в международном регистре (15000 евро), томография (5-25000 рублей), имплантанты (5000-15000 евро) и многое другое. А ведь для достижения результата иногда приходится проходить не один курс. Больным детям пытаются помогать различные благотворительные фонды и частные лица, а родители маленьких пациентов рассказывают в интернете об успехах и неудачах лечения и благодарят всех, кто им помогает.
Мама 14-летней Ани:
«Анюта закончила протокол, прошла 19 блоков высокодозной химиотерапии. На КТ обнаружили метастазы. 17.01 в срочном порядке была проведена операция на обоих лёгких. Операция довольно тяжёлая. Оба лёгких плохо раскрывались, держится температура, плохая проводимость в правом лёгком. Сейчас состояние несколько улучшилось. По предварительным данным гистологии, сохранились активные клетки. Как только состояние Ани позволит, будем химичиться, протокол уточняется. А пока Аня пытается надувать воздушные шарики – не получается. Очень хочет съездить домой хоть на чуть-чуть. Огромное спасибо всем, кто нам помогает и помог, этих людей очень много, искренняя им благодарность. Спасибо».
Бабушка 6-летнего Саши:
«Саша лежит в больнице с 18 июля 2007 года. По протоколу находиться в больнице надо будет до сентября 2008 года. Прошёл полный курс лучевой терапии и 2 курса химии из 8. Тяжело восстанавливается после последнего курса: нет аппетита, сильная рвота. Саша никак не может набрать вес. Но, несмотря на все трудности, ребёнок любит ходить в игровую комнату, играть в компьютерные игры. Старается изо всех сил бороться со своей болезнью».
Родители 8-летнего Тимофея :
«Тима прошёл 30 сеансов лучевой терапии, сейчас идёт 5-я химиотерапия.
Из-за осложнений у мальчика постельный режим. Но настроение хорошее...».
Эти ребятишки — пациенты одного из самых известных отделений для детей, больных онкологией, - в 31-й больнице. Таких отделений, где лечат «не благодаря, а вопреки», в городе несколько, но единого большого лечебного центра нет.
«У нас есть свои клиники, и они блестящи. Однако все, что делается - на уровне энтузиазма. Нам нужна система, которая будет работать безотказно», - уверен депутат ЗакСа Олег Сергеев. Пока о наличии безотказной, а тем более централизованной системы лечения детской онкологии говорить рано – нет нормальных условий для выздоровления.
Так, открытый совсем недавно центр имени Раисы Горбачевой лишь частично решает эти проблемы - в нем стоит лишь 60 коек. Надежды на него связаны, в первую очередь, с тем, что он узкопрофильный, рассчитанный на трансплантацию пораженных органов. До недавнего времени в Петербурге не было специального медучреждения для подобных операций.
Ситуацию может изменить высокотехнологичный Международный Центр детской онкологии, аналогов которому в России пока нет. О его возможном создании в Петербурге было объявлено 12 марта 2008 года. В этот день был подписан меморандум о намерениях, закрепивший согласие Международного делового клуба и Hadassah Medical Organization работать вместе над проектом этого медицинского учреждения будущего. Правда, построен он будет только в 2012 году. Да и стоимость проекта немаленькая – не меньше 250 миллионов долларов. Планируется, что в клинике будет 350 – 400 мест.
Петербургский Международный Центр детской онкологии может стать больницей будущего. Сделан он будет по образу и подобию знаменитой во всем мире сети клиник Hadassah. Финансирование будет осуществляться полностью за счет благотворительности, однако его идеологи не оставляют надежд привлечь к работе над созданием столь необходимого стране центра и государство.
«Центр – мечта детских онкологов», - говорит один из лучших специалистов России по детской онкогематологии, профессор Маргарита Белогурова. Хотелось бы, чтобы мечта скорее стала явью.
Марина Зеленая,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Плохие клеточки
Поделиться