
19 марта 1906 года Николай II подписал указ об образовании нового разряда кораблей в составе русского флота – так в него вошли подводные лодки. С этого времени служба подводника считается одной из опаснейших специальностей на земле.
В подводники всегда шли самые отчаянные головы. С того момента, как они ступали на корабль, главным для них становилась способность действовать быстро, автоматически исполняя целый набор заученных движений.
Сигнал тревоги мог застать человека в любой миг. В это время надо было сначала выполнить ряд обязательных действий, а затем уже осознать происходящее – так подводник становился частью машины, поведение которой не всегда было понятно даже ее создателям: жизнь придумывает иногда невообразимые вещи.
С первого своего дня подводники будут тонуть, гореть, блуждать в дыму, задыхаться, падать с ускользающей из-под ног палубы за борт, замерзать в ледяной воде. Они будут проваливаться на глубину, и их тела вода будет рвать на куски вместе с металлом.
Смерть для них станет делом обычным, к ее присутствию потом привыкают. Кто-то не выдержит и уйдет, но те, кто останутся, - станут самым надежным человеческим материалом.
Земля и все на ней будет для них нескончаемым праздником, а то, что там, под водой, настоящей работой и жизнью. Вот поэтому все земные заботы представляются им одной очень большой ерундой.
Военно-морской флот дорогое удовольствие. Подводный – тем более. Одна подводная лодка может стоить столько же, сколько и маленький город. Советский Военно-морской флот был одним из самых многочисленных, а подводный превосходил все мировые вместе взятые.
Сейчас это уже история. Флот пропадает на глазах, а подводный исчез почти полностью. То, что имеется, доживает отпущенные ему дни, а то, что создается, - безнадежно отстает уже на стадии зарождения.
Все, что есть у России сегодня – это остатки. Флоту в России не привыкать погибать.
Он погибал очень часто.
Нужен ли России флот?
Похоже, этот вопрос до сих пор не решен.
Александр Покровский,
писатель