Знаменитому режиссеру-постановщику мюзиклов Янушу Юзефовичу повторение всевозможных «Метро», «Мамма Миа» и прочего уже скучны и неинтересны – но вот сочинение Ильи Олейникова «Пророк» ему настолько приглянулось, что он сразу взялся за его постановку.
Польского режиссера привлекло «двойное дно» мюзикла: по его мнению, «Пророк» – не только красочное и радующее ухо представление, но и философская притча. По сюжету слепой старик (эту роль исполняет минский актер Николай Дуксин) в поисках пророка приходит на свалку, которой заправляет беспринципный хозяин, дерзко объявивший себя пророком (Николай Олейников). Мудрый слепец отстаивает перед самозванцем вечные заповеди, тогда как циничный «пророк» утверждает, что нужно жить сегодняшним днём и никогда не упускать собственной выгоды.
Актер и автор текстов мюзикла Николай Дуксин рассказал на пресс-конференции, что даже получил благословение Русской православной церкви на постановку, и, несмотря на глубокий подтекст, спектакль может быть рекомендован и для просмотра с детьми. На пробных репетициях в Минске школьники очень трогательно воспринимали сцену объяснения в любви молодых обитателей свалки. Мальчик и девочка говорят о чувствах в спектакле на фоне квартала «красных фонарей». По мнению создателей мюзикла, «этот разительный контраст между пороком и невинностью очень сильно западает в душу зрителя». На подобных приемах строится все произведение.
В постановке задействованы полсотни минских актеров. Как рассказал Илья Олейников, в столицу Белоруссии он отправился за обещанными деньгами для воплощения постановки. Через пару недель в Минске состоялось правительственное заседание, на котором порешили средства не выделять. Но к этому времени Олейников уже вовсю работал с труппой актеров, и необходимую сумму – ни много ни мало два с половиной миллиона долларов – изыскал лично. Пока режиссер собирал деньги, с актерами работал Януш Юзефович. Съемочный день продолжался не менее двенадцати часов. Как рассказал Николай Дуксин, «все было четко отлажено: до обеда певцы пели, а танцоры танцевали. А после обеда уже певцы танцевали, а танцоры пели».
Олег Басилашвили и другие известные артисты, которых Илья Олейников приглашал на роль пророка, по разным причинам от участия в мюзикле отказались, и главную роль ему пришлось играть самому.
Музыку к спектаклю Олейников писал на протяжении пяти последних лет. Точнее – сочинял: обитатель телевизионного «Городка» нотной грамоты не знает, и все сочиненные им мотивы впоследствии записывались и аранжировались Юзефовичем и другими «хорошими людьми». В интервью радио «Балтика» Олейников заявил, что «Пророк» – это «первый русский мюзикл»; всё, что сочинялось и ставилось в России до него – это «совсем не то». Предыдущий сочинительский опыт актёра материализован в нескольких дисках собственного сочинения: пластинке «Мой Шансон» и альбоме лирических песен. Саундтрек к «Пророку» записал польский оркестр радио и телевидения.
Олейников неохотно отвечал на вопросы о том, почему в мюзикле не задействована группа «Чай вдвоем», в которой поет его сын Денис Клявер – но сообщил, что, посмотрев спектакль, Денис воскликнул: «Папа, это чума, это потрясающе!».
Насколько справедливы эти слова, петербуржцы могут проверить сами: премьерные показы «Пророка» состоятся с 27-го по 30 марта в ДК Ленсовета.
Александр Кириллов,
Фонтанка.ру
Поделиться