За пять дней до созванного главой Роскультуры Михаилом Швыдким общего собрания коллектива Консерватории, три бывших проректора, уволенных из главного петербургского музыкального вуза, рассказали о своем видении ситуации в нем. Вслед за проверкой, выявившей большое количество финансовых нарушений (на общую сумму 15 миллионов рублей), последовала серия увольнений. Только, по словам уволенных, ректор Консерватории изгнал не виновников нарушений, а тех, кто пытался открыть ему глаза на ситуацию в его учреждении. Некоторые из этих отставок связаны с воистину детективными обстоятельствами. Ректор Консерватории высказал корреспонденту «Фонтанки» другой взгляд на происходящее.
Первым, еще до приезда комиссии Роскультуры, был уволен проректор по капитальному строительству, ремонту и реставрации Николай Конотовский. Именно он и рассказал главную подоплеку происходящего.
Конотовского Александр Чайковский пригласил в свой вуз недавно — в середине прошлого года. Он уже 30 лет занимается строительством и реставрацией в Петербурге, и был приглашен, чтобы подготовить заведение к празднованию 150-летия. Была поставлена задача привести в порядок старое хозяйство и подыскать место для строительства нового корпуса.
«На реставрацию Роскультурой было выделено 74 миллиона. И когда я начал разбираться в ситуации, то увидел, что половина этих средств уже, прощу прощения за такое слово, разбазарена. Причем, это было сделано без открытых конкурсов. Такие суммы должны проходить открытые конкурсы, но разбивались на договоры по 60 тысяч, а после изменения в законодательной базе, на 100 тысяч», - рассказал Конотовский.
Он сразу начал готовить общий план на второе полугодие (отремонтировать два флигеля, несколько классов, начать проектные работы по новой площадке, отремонтировать парадную лестницу, на которой ступеньки сточились до того, что там падали и студенты с инструментами, и преподаватели). Ректор подписал план, но когда новый проректор по капитальному строительству, ремонту и реставрации стал делать заявки на конкурсы, то понял, что эти документы тормозятся группой людей.
«Как я понял позже, эта группа людей и руководит всеми финансовыми вопросами в учреждении. Я пытался сказать об этом ректору, но мне было сказано, что этим людям доверяют, и на эту тему лучше не говорить», - рассказывает Николай Конотовский. Устав от устных бесед, правдолюб решил оформить свои мысли письменно, и написал на имя Александра Чайковского докладную. После чего был вызван на совещание. По словам Конотовского, совещание закончилось для него сердечным приступом.
«Беседа превратилась в запугивание, в случае если я не уволюсь, всеми возможными способами. Самое главное, что мне было предложено - подписать договор о расторжении контракта, при этом там было оговорено, что я не имею право разглашать все, что я узнал по долгу своей службы. В случае, если я добровольно подпишу это, Консерватория была готова выплатить мне трехмесячное пособие в размере моего немаленького оклада. Естественно, я отказался. Потом был такой очень интересный эпизод. Меня это, конечно, не испугало — я человек взрослый, на пенсию пора. Но тем не менее, когда наш юрист поднялся, снял пиджак, и сделал вокруг меня такой оборот на 180 градусов, а сзади у него, за поясом, был пистолет... При этом он сказал: "Ну мы с вами разберемся по-другому". С одной стороны, это смешно, но, с другой, у меня случился сердечный приступ, пришлось вызвать врача, он оказал мне помощь, и я, сказав, что не буду подписывать никаких документов, уехал домой. На следующий день мне пришла телеграмма, что я уволен. Вот тогда я и написал Швыдкому, после чего в Петербург и приехала комиссия Роскультуры», - утверждает Николай Конотовский..
Человек с пистолетом, о котором говорил Николай Конотовский, это, по его словам, бывший юрист, а ныне проректор по общим вопросам Консерватории, Игорь Макаров. Два других человека, занимающиеся экономическими делами Консерватории, - начальник отдела кадров Ирина Платонова (теперь она тоже проректор) и советник проректора по экономическим вопросам Юртаев. Сейчас специально для Юртаева создан «отдел по спецпроектам». Всем, что указано в служебной записке Конотовского, сейчас занимается не только Роскультура, но и антимонопольный комитет. По словам бывшего проректора, нарушений в заведении намного больше, чем найденные комиссией 15 миллионов.
«74 миллиона было выделено в 2007-м году на реставрацию, ремонт и строительство. И только по трем открытым конкурсам была сделана реальная работа, которую я видел. Это из 74-х примерно 14 миллионов. Все остальное разбито на котировочные и докотировочные договоры. Тут полный разгул, которым руководили вот эти три человека, но я думаю, в большей степени, Макаров и Платонова. Комиссия Роскультуры выявила не все. Я провел маленький эксперимент, чтобы увидеть, как все делается. Проводится котировочный конкурс. Там указано, что документы принимаются до 17-00 такого-то числа. Условно - 17-00 15-го ноября. В 17-00 приходит последняя заявка. К этому времени поступили три заявки. На следующей день проходит сам конкурс. Заявки зачитывает начальник тендерного отдела, тоже кадр Платоновой. Оказывается, что заявок уже 4. И та, которой не было вчера, выигрывает, так как она на 4 рубля меньше всех остальных», - рассказывает Конотовский.
После того, как результаты работы комиссии дошли до сотрудников Консерватории, Александру Чайковскому стали задавать вопросы. «Если говорить об увольнениях, которые последовали после увольнения Конотовского, - то это было отстранение от должности проректора по театральной работе Гиунтаутаса Жальвиса. Его должность была просто сокращена. Получили предупреждение о предстоящем увольнении его помощники. Были уволены помощники проректора Микулик Степанян и Стрежнева. И, наконец, после ученого совета, на котором разразился достаточно громкий скандал, были уволены проректор по научной работе Смирнов, ученый секретарь Меньшиков. Теперь и я получил предупреждение об увольнении с 1-го апреля. За 2 месяца до окончания учебного года практически всё руководство вуза уволено, за исключением тех проректоров и руководителей подразделений, которые и послужили причиной всего этого системного кризиса. Ректор, не считаясь ни с юридическими нормами, ни с этическими договоренностями, извините, решил просто расправиться со своими проректорами. Это вносит потрясающую дезорганизацию в управление вузом», - рассказал Николай Мартынов, экс-проректор по учебно-воспитательной работе.
У самого Чайковского другая версия событий. «Это их мнение, у меня другое. Я думаю, что любой руководитель имеет право работать с теми, с кем он считает нужным. И не может работать с теми, кто торпедирует и отказывается исполнять его распоряжение. Не могу сказать, что это плохие работники, но если, в конце концов, мы в большинстве вырабатываем свое мнение, а потом сотрудники начинают не выполнять принятые решения, то это странно для любой организации. Мы все ошибаемся, конечно. Я - не являюсь исключением из этого. Но если мы что-то решаем, а потом я узнаю, что пытаются делать противоположное, - то, с точки зрения дела, с этим трудно работать. В чем-то эти люди - хорошие специалисты. В чем-то мы все не чиновники — мы, в первую очередь, музыканты. И нам всем трудно заниматься той деятельностью, которую мы знаем плохо, но что делать. Но думаю, что у строителя или бухгалтера на нашем месте получилось бы хуже».
Алексей Владимирский,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Швыдкой лично разберет кризис в Консерватории
Консерватория наиграла на 15 миллионов
Поделиться