Во время гала-концерта звёзд балета в рамках фестиваля Dance Open 2008 две московские звезды – Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе – выкроили немного времени, чтобы пообщаться с представителями прессы. Первой к журналистам вышла Илзе Лиепа, и развеселилась после первого же вопроса –оказалось, что последние дни её только и спрашивают, что о различиях петербургской и московской школ балета.
Во время заключительного гала-концерта звёзд балета в рамках фестиваля Dance Open 2008, прошедшего в нашем городе, две московские звезды – Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе – выкроили немного времени, чтобы пообщаться с представителями прессы. Первой к журналистам вышла Илзе Лиепа, и развеселилась после первого же вопроса –оказалось, что последние дни её только и спрашивают, что о различиях петербургской и московской школ балета. Между тем, как считает Илзе Лиепа, никаких подобных различий просто нет – точнее, разницы между школами балета двух столиц. Другое дело – вопрос стиля исполнения, здесь определённая разница присутствует. Тем не менее, «мы дружим и радуемся успехам друг друга».
И вообще: «Даже несмотря на некоторое, может быть, отставание в области современной хореографии, в области балета мы по-прежнему впереди планеты всей – это актуально и сегодня, и будет, я надеюсь, актуально всегда. Как однажды сказал мой брат, когда работал в Америке: нашему балету столько лет, сколько вашей стране. Это как английский газон: его надо сто лет косить, поливать и культивировать – и тогда ему уже ничего не страшно. Наши традиции никуда не исчезают. Другое дело, что для того, чтобы возникло чудо, в хореографическом искусстве нужна команда единомышленников», - поделилась своим мнением Лиепа.
Звезда балета считает, что молодое поколение надо воспитывать на классике, хотя классику любят далеко не все те, кто привык смотреть каждый вечер одно и то же по телевизору. А на вопрос о возможном участии в различных рискованных телевизионных шоу, балерина ответила следующее: «Я надеюсь, мне хватит ума никогда на них не согласиться. В этом отношении очень хороший урок мне преподал Фарух Рузиматов на гастролях в Аргентине. Нас повезли куда-то на ранчо: свежий воздух, природа и… лошади. И вдруг все активно принялись осваивать верховую езду; поднялся шум, гам. И только Фарух сидел в сторонке. Я подбежала к нему, спросила: мол, что же ты в стороне? А он ответил очень просто: «Я не имею права рисковать своими ногами». Вот это для меня пример настоящего отношения к профессии».
На вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, как может повлиять очередная смена руководства балетом в Большом театре на её творческую жизнь, Илзе Лиепа ответила, что, на её взгляд, не так уж и важно, кто именно возглавляет балетную труппу, лишь бы это шло на пользу делу. «Я в Большом театре существую постольку поскольку. Главное, чтобы ставили на тех танцовщиков, которые сейчас интересны и работают в театре – ведь век балетного артиста очень краток».
В последнее время Лиепа очень увлечена своей студией персонального тренинга. Это не фитнес-центр, студия работает на совсем других принципах, и тренажёров там нет – зато есть балетная школа. Она специализируется на персональных занятиях для женщин, а программа выстроена в содружестве с институтом Пилатеса. Вообще, Илзе считает, что на женское здоровье у нас в стране мало обращают внимания, поэтому звезда решила заняться вплотную этим вопросом: она даже взялась за перо и пишет книгу для женщин – балерина полагает, что раз в стране с охраной здоровья дела обстоят неважно, «мы должны помогать себе сами». Также ей не нравится «мир обложек глянцевых журналов», поскольку представительнице прекрасного пола «необходимо сохранять свою индивидуальность». Женщина представляет из себя то, что она думает, как она одета и как говорит, её профессия – всё имеет огромное значение. Правильная гимнастика, основанная на движении и сосредоточении на нём, приводит в порядок не только тело, но и мысли, и дух, считает Илзе Лиепа. Балерина подчеркнула, что ей самой силу и спокойствие в жизни даёт то, что с детства дала ей семья и «чему не учат в школе» – православная вера.
А вот Николай Цискаридзе на вопрос «Фонтанки», не жалко ли ему тратить своё время на всевозможные «танцы», шоу-программы телевидения, – ответил довольно обиженно:
- Я не трачу своё время, а получаю огромное удовольствие, и мне жалко, если его не получаете вы! За время программ – будь то танцы на льду, или на паркете – я повстречал такое количество интереснейших людей, которых никогда бы не встретил в балете. Понимаете, мы подчас задираем нос, говорим: мол, мы – академический театр. Но там окружает нас такое количество глупых, пустых, бесталанных людей! Порой просто хочется свежего воздуха…
- Но мы привыкли к тому, что артисты балета делят своё время между классом и сценой… По крайней мере, они так говорят, - уточнил корреспондент.
- Так говорят только те, кому нечего больше сказать. Это зависит от культуры конкретной личности. Если вы захотите серьёзно поговорить с человеком, который делит своё время только между классом и сценой, то вы быстро поймёте, что говорить с ним просто не о чем. Особенно с теми, кто утверждает нечто вроде: «балет – это моя религия».
Николай Цискаридзе рассказал журналистам, что лично для него балет – это «хобби, которое стало профессией», и подчеркнул, что никогда в детстве не стремился на сцену: «Если честно, то окончательно я понял, что будет входить в мои обязанности, если я стану артистом балета, только лет в шестнадцать. Я просто занимался балетом и получал от этого удовольствие: у меня всё получалось лучше всех, меня много хвалили, а это ведь так важно для ребёнка, когда его хвалят». Николай уверен, что видит перст судьбы в том, что попал к самым лучшим педагогам. И по его словам, никогда особенно ни к чему не стремился – «я жил, как жил, а всё происходило само собой».
Почти то же самое Николай ответил и на вопрос о новых партиях, грядущих дебютах и смене руководства балетом в Большом театре: «Всё, что я сделал в Большом – всё доставалось мне как-то совершенно случайно. Никто никогда в театре мной, моей творческой судьбой специально не занимался. Всё совершалось абсолютно спонтанно». В какой-то момент, говорит Цискаридзе, он просто махнул на различные планы рукой: пусть всё будет, как будет.
Не так давно, в октябре 2003 года во время репетиции балета «Clavigo» в Opera de Paris Николай Цискаридзе получил серьёзнейшую травму колена, после которой перенёс несколько сложнейших операций. Как рассказывает сам артист, «не то что танцевать – никто не мог поручиться, что я смогу ходить, не хромая». Это сложное время, сказал Николай, также стало для него и очень «отрезвляющим» в человеческих отношениях. «Столько лжи, притворства и предательства за всю свою жизнь мне до того видеть не приходилось».
Вообще, горше всего его разочаровывают люди: «Я наверху, там холодно и одиноко… Да ещё вдобавок все туда рвутся, на этот самый верх». А в балете, среди коллег, у Цискаридзе вообще друзей нет: «Друзей среди коллег просто не может быть. А те, кто утверждает, что дружит с коллегами – врут».
Звездой он себя не считает: «быть звездой и работать звездой – это разные вещи. Я – обычный человек, и многие вещи – в том числе и это интервью – являются просто частью моей работы». Если за что и корит себя Николай, так это за чрезмерную открытость и откровенность: «сейчас время Молчалиных, а я – типичный Чацкий».
Справка. Илзе Лиепа родилась в Москве в семье драматической актрисы Маргариты Жигуновой и известного танцовщика Мариса Лиепы. В 1981 году после окончания Московского академического хореографического училища (класс Наталии Золотовой) её долго не брали в труппу Большого театра.
В начале своей карьеры Илзе Лиепа исполняла характерные танцы в операх. Дебют в партии Мерседес в балете «Дон Кихот» состоялся в Кишинёве во время гастролей Большого театра. В настоящее время много выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром.
Многие зрители узнали Илзе еще и благодаря кино. Она снималась в художественных фильмах «Блистающий мир» 1984 г., «Детство Бэмби» 1985 г., «Лермонтов» 1985 г., «Михайло Ломоносов» 1986 г., «Империя под ударом» 1999 г. и «Самозванцы» 2001 г. Последние годы активно сотрудничает с драматическим театром. В 1998 году она сыграла Марию Стюарт в пьесе Л.Разумовской «Ваша сестра и пленница» (режиссер Владимир Иванов, Петербургское агентство «Театральный дом»). За эту роль Илзе удостоена театральной премии «Хрустальная Турандот»; в 2000 году – Императрицу Екатерину в спектакле «Сон Императрицы» (автор пьесы и режиссер Андрей Максимов, Театр «Модерн»), театральная премия «Чайка»; в 2002 году – Маркизу де Люрсе в спектакле «Рамки приличий» (автор пьесы и режиссер Андрей Максимов, Театр имени Вл.Маяковского).
В 1991 году Илзе Лиепа окончила педагогическое отделение ГИТИСа. С 1994 года – художественный руководитель ассоциации «Золотой век», а в настоящий момент – член правления Благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы.
В 1996 году Лиепа удостоилась звания Заслуженной артистки России, а в 2002 году было ей присуждено звание Народной артистки России. В 2003 году Илзе стала обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете». 6 июня 2003 года В.В.Путин подписал указ о присуждении Илзе Лиепа Государственной премии России в области литературы и искусства за 2002 год за постановку на сцене Большого театра спектакля «Пиковая дама».
Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 продолжил свое обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора П. А. Пестова. По окончании МАХУ в 1992 году Цискаридзе был сразу принят в труппу Большого театра, где быстро занял положение ведущего солиста, а затем премьера. Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году.
Творческие достижения Николая Цискаридзе отмечены следующими званиями и наградами:
1995 г. – Серебряная медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в г. Осака, Япония; 1997 г. – Первая премия и Золотая медаль на VIII Международном конкурсе артистов балета в Москве и Персональный приз Питера ван дер Слоота «За сохранение традиций русского классического балета»; 1997 г. – Диплом общества любителей балета «Сильфида» – «Лучший танцовщик 1997 г.»; 1997 г. – Звание «Заслуженный артист России»; 1997 г. – Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»; 1999 г. – Приз «Бенуа де ля данс» по номинации «Лучший танцовщик года»;
2000 г. – Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»; 2003 г. – Лауреат Государственной премии России и Орден чести Грузии и другие.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру