Довольно скандальным получился конкурс на право производства троллейбусов для Санкт-Петербурга. За неделю до объявления его результатов представители территориального управления федеральной антимонопольной службы обратили своё внимание на то, что в ходе подготовки конкурсной документации были допущены нарушения, которые якобы поставили участников тендера, ведущих борьбу за 630 миллионов бюджетных рублей, в неравные условия. В частности, одно из требований о полной низкопольности троллейбуса лишило одного из конкурсантов возможности победить. ФАС среагировала на жалобу компании «Петротроллейбус».
Несмотря на претензии ТУ ФАС, в понедельник были объявлены результаты конкурса. В нём победили два производителя: российская «Транс-Альфа» из Вологды и белорусский «Белкоммунмаш». Вологжане поставят в наш город 35 троллейбусов на 190 млн. рублей, а из Белоруссии приедет 60 троллейбусов повышенной комфортности с кондиционером на 360 млн. рублей. Ещё один лот на оставшуюся сумму будет разыгран летом. При объявлении результатов конкурса Михаил Осеевский отметил, что претензии ФАС основаны на старых инструкциях, а город закупает машины XXI века, которые должны прослужить не менее 15 лет. Ответа со стороны антимонополистов пока не последовало, возможно, что всё будет зависеть от напористости проигравших производителей. Руководителя территориального управления ФАС пока нет в городе, поэтому узнать о дальнейших действиях его ведомства нет возможности.
На самом деле эта претензия лишь верхушка айсберга. В СМИ была развёрнута настоящая PR-война против петербургских троллейбусов. Одновременно с претензиями ФАС журналисты отыскали на улицах одну из самых старых машин, которой в скором времени предстоит стать металлоломом, и сняли про нее сюжет. По словам водителя этого троллейбуса, ситуация просто катастрофическая, но выезжать на машинах «40-летнего» возраста приходится. В то же время, по данным ГУП «Горэлектротранс», в парках нет машин старше 20 лет, если, конечно, не брать в расчёт музейные машины, одна из которых была выпущена в 1936 году. А «героиня» сюжета будет утилизирована, как только поступят новые машины.
Одновременно с объявлением конкурса на закупку троллейбусов некое неполитическое движение «Город для всех» выдвинуло лозунг «Культурной столице – культурный транспорт!». Символом движения стала непонятная рожица с рожками. Борьбу же за удобный транспорт активисты решили начать с троллейбусов. Свою поддержку этому движению выразили многие социальные общественные организации ветеранов и инвалидов. Между тем, провести пикет 21 февраля на площади Фаберже (в названии которой активисты умудрились сделать ошибку) администрация города не разрешила, дело было накануне выборов.
Эта неудача не остановила активистов и они собрали "круглый стол", пообещав журналистам общение с председателем комитета по транспорту Александром Дацюком. Через 40 минут ожидания репортерам сообщили, что не только председатель, но и его заместитель Станислав Попов подъехать не могут, но очень сильно извиняются. Из официальных лиц присутствовал лишь один из заместителей директора ГУП «Горэлектротранс» Николай Буренков. Остальных выступающих набирали из немногочисленных пришедших на круглый стол представителей общественных организаций.
В ходе мероприятия стало понятно, что никто из организаторов не пользуется тем видом транспорта, с которого была начата борьба за культуру передвижения. Например, организаторы были не в курсе, что все новые троллейбусы, поставляемые с прошлого года, являются только низкопольными, уже на заводе оборудованы системой автоинформаторов и бегущей строкой. А именно эти требования они включили в свою петицию. То, что распределение новых машин идёт пропорционально инвентарю парков, и новые троллейбусы достаются не только пассажирам центральных маршрутов, но и пассажирам спальных районов, также стало для них откровением.
На вопрос, почему же они начали борьбу за качество обслуживания с троллейбуса, а не с неудобных китайских и турецких автобусов, организаторы обещали добраться и до них. Пока же они хотят сделать удобным для пассажиров хотя бы один из видов транспорта. В частности, предлагают запустить специальные троллейбусы для инвалидов. В представленных же материалах при опросе пассажиров отсутствовала группа жителей работоспособного возраста, о которой, по словам организаторов, они «просто забыли».
После достаточно провального круглого стола «Город для всех» не отчаялся и одновременно с претензиями ФАС провёл «тестирование» новых троллейбусов, участвующих в конкурсе. Некая фокус-группа отвечала на вопросы анкеты, составленной по определению независимых психологов с использованием программирования ответов. Из всех троллейбусов-конкурсантов, из которых и выбирают победителя чиновники, победил троллейбус ПТ-6231 (в кузове автобуса МАЗ-103), собранный «Петротроллейбусом», а основным преимуществом было указано только наличие широких проходов.
В прошлом году «Петротроллейбус» проиграл конкурс вологодскому предприятию «Транс-Альфа», уступив в цене около 5%. Больше года назад предприятие собрало всего одну экспериментальную машину и передало её в опытную эксплуатацию ГУП «Горэлектротранс». В этом году предприятие хотело взять реванш, но конкурсные условия поставили его в заведомо невыигрышные условия. Число же участников по сравнению с прошлым годом заметно возросло. Возможно, именно поэтому и начались «троллейбусные войны».
Они могут привести к тому, что город получит новые машины со значительным опозданием. Ведь если будет отменён конкурс, то и сроки поставок также будут сорваны. Пострадавшими в такой ситуации как всегда окажутся пассажиры.
Корней Петров,
Фонтанка.ру
Поделиться