Количество арбитражных споров между страховыми компаниями в Петербурге за короткое время увеличилось почти в 20 раз. Никто из опрошенных участников рынка не смог вразумительно объяснить причину, по которой в течение буквально двух месяцев большинство страховщиков перестали признавать обоснованные требования коллег и превратили арбитражный суд в центр выплат.
Самая конфликтная ситуация разворачивается вокруг относительно небольшой «Северо-Западной страховой компании», к которой только в этом году было предъявлено более 200 исков! Практически все они удовлетворяются, так как ответчик даже не отрицает наличие долгов.
Горячее лето 2007 года
По закону страховая компания, выплатив возмещение клиенту по КАСКО, имеет право получить соответствующую сумму со страховщика, оформившего полис ОСАГО виновнику ДТП (такой переход требований называется суброгацией). Конфликты между страховщиками возникали всегда, но крайне редко они имели бесспорный характер: стороны оспаривали размер возмещения, наличие вины клиента и т.д. В отличие от простых граждан страховые фирмы очень редко «прощали» долги и в случае отказа в выплате обращались в суд. Но при этом в среднем в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в месяц поступало 10-15 таких исков (за все I полугодие 2007 года – всего 74 дела).
«Взрыв» произошел в июле-августе прошлого года. По данным арбитража, только за эти два летних месяца было подано уже 288 исков (среднемесячный рост в 12 раз). В течение всего второго полугодия ежемесячно поступало по 140 заявлений, а в этом году – уже по 200. Фактически некоторые страховые компании перестали удовлетворять взаимные требования без судебных решений.
Подобный всплеск судебной активности практически всех страховщиков должен иметь причину. Но никто из опрошенных журналистом «Фонтанки» участников рынка не смог или не захотел ее назвать. Заместитель генерального директора страховой компании «Русский мир» Евгений Гуревич полагает, что увеличение количества споров могло быть вызвано, например, ростом объема рынка и ОСАГО, и КАСКО. Кроме того, осенью увеличился срок исковой давности по суброгации, и страховщики стали разбирать старые дела.
Согласно официальному ответу компании «Росгосстрах Северо-Запад», основная причина роста таких обращений – «отсутствие единой методики оценки ущерба по ОСАГО, в результате чего компании не могут договориться по сумме ущерба. Накануне вступления в силу прямого урегулирования по ОСАГО, учитывая тот факт, что методика, которую должен был разработать Минтранс еще в самом начале действия закона, так до сих пор и не разработана, компании пытаются сформировать судебную практику по таким делам. Страховщики изначально говорили о том, что преждевременное и неподготовленное введение прямого урегулирования приведет к тому, что увеличится количество споров между компаниями по сумме ущерба, в результате чего суды будут завалены исками. Сегодня мы воочию наблюдаем подтверждение этого предположения».
Ни одна из этих причин не носит взрывного характера. В целом петербургский рынок ОСАГО вырос на 12,4 процента. Вряд ли все страховщики в течение одного месяца негласно решили заняться формированием судебной практики. Решение о введении в конце этого года процедуры прямого урегулирования ущерба в июле 2007 года еще принято не было, а срок исковой давности увеличили только в ноябре.
Председатель арбитражного суда Светлана Изотова пока не обеспокоена ростом споров страховщиков. Несмотря на гигантскую перегрузку судей, эти дела составляют ничтожно малую долю от общего числе исков и не являются особо сложными.
Ни желания, ни денег
Почти треть (около 200) всех исков предъявлено к ООО «Северо-Западная страховая компания» (СЗСК), которая занимает только восьмое место в рейтинге крупнейших страховщиков по ОСАГО на петербургском рынке. К лидеру – ООО «Росгосстрах Северо-Запад», объем сборов которого более чем в 4 раза превышает такой же показатель у СЗСК, - подано всего 40 исков. При этом председатель совета директоров компании Вадим Медвинский, опубликовавший свое мнение в одной из деловых газет на правах рекламы, «откровенно не видит ничего плохого в том, чтобы разногласия спорящих субъектов решались в судебном порядке». «Это общемировая практика. И говорить о том, что «доводить такие дела до суда – это нонсенс», считаю как минимум странным!» – уверен руководитель СЗСК.
Начальник отдела претензионного урегулирования компании Ксения Шавкун объясняет общую ситуацию с невыплатами отсутствием «единого порядка претензионного урегулирования, так как нет однозначного мнения по комплекту документов, необходимых для осуществления выплат в порядке суброгации. Зачастую мы не соглашаемся с заявленными требования в том числе из-за некомплекта документов. Например, страховщики не хотят в досудебном порядке предоставлять нам справку о дорожно-транспортном происшествии. Идут в арбитраж и только там их предоставляют. Судьи работают «наотмашь», не особенно разбираясь, и нам приходится все обжаловать».
По словам Ксении Шавкун, СЗСК якобы занимает второе место по продажам ОСАГО и чуть ли не полгорода являются клиентами этой компании (хотя, если верить статистике Росстрахнадзора, доля компании на петербургском рынке не превышает 4 процентов). Количество признаваемых исков она оценивает в 55 процентов, а в 10-20 процентах истцы, по ее утверждению, получили отказ. По данным «Фонтанки», за последний год в апелляционную инстанцию не поступило ни одной жалобы от СЗСК.
Почему бы не выплачивать возмещение по делам, где нет возражений? Зачем доводить дело до суда, признавать иск, платить пошлину и т.д.? По словам Ксении Шавкун, удовлетворить все претензии в четкий срок проблематично, так как в первую очередь компания платит гражданам, а уже потом оставшиеся деньги направляет на удовлетворение претензий страховщиков: «С кем-то из страховых компаний договариваемся, и они ждут месяц-два, а кто не хочет – идет в суд». Начальник отдела СЗСК так и не смогла объяснить, почему не производятся своевременные выплаты страховщикам, отметив одно: не из-за недостатка финансовых ресурсов.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Скандал на питерском рынке автострахования
Поделиться