Поставлять трамваи для Петербурга в 2008 году будет Петербургский трамвайно-механический завод. По итогам конкурса город заключил с заводом два государственных контракта. По одному из них будет поставлено 29 вагонов ЛМ-99 на сумму 297 млн. рублей, подобные вагоны работают на линии ускоренного движения по проспекту Просвещения. Второй контракт подразумевает поставку 16 вагонов модели 71-152, более известных как ЛВС-200, на сумму 349 млн. рублей. Они более вместительные, но главное – это вагоны нового поколения с большой, более 70%, площадью низкого пола в салоне. Пока в городе всего 5 таких вагонов, построенных в прошлом году, которые работают на Лиговском проспекте и в Купчино. В заводской документации эти вагоны носят название «Пионер». Первые вагоны ЛМ-99 этого года постройки начнут поступать в парки уже в мае месяце, а вот первые «гармошки» придут в июле-августе.
Это уже не первый госконтракт для завода в этом году. На этой неделе выполнены условия по отгрузке 10 вагонов для Хабаровска. После опытной эксплуатации в прошлом году, Хабаровск решил приобрести новые вагоны именно в Петербурге.
Тем временем, Петербургский трамвайно-механический завод, входящий в состав группы «Дедал», проводит цикл испытаний ещё одного нового вагона. Специалисты независимой испытательной лаборатории ОАО «КБСМ» обкатывают вагон и все его системы. Для этого придётся намотать по улицам Санкт-Петербурга более сотни километров. Для того, чтобы имитировать номинальную загрузку вагона пассажирами, в его салон поместили около сотни мешков с песком. Даже несмотря на внушительный груз, в умелых руках вагоновожатого-испытателя вагон может дать фору многим автомобилям. При максимальном ускорении вагона сложно устоять на ногах и приходится держаться за поручень - петербургские трамваи уже забыли о такой скорости. Как шутят испытатели, некоторые участки путей в городе очень хорошо имитируют автомобильные полигоны, на которых есть элементы бездорожья. Результаты испытаний послужат основой для прохождения государственной сертификации. Только после этого будет начато серийное производство вагонов и эксплуатация их предприятиями городского электрического транспорта. Пока вагон носит неофициальное наименование ЛМ-2008.
Дизайн нового вагона и основные узлы перекликаются с уже известным пассажирам «Пионером». Для них будет приятной новостью то, что низкий пол, в отличие от предыдущей модели четырехосника, будет не только возле задней двери, а на значительной площади посредине вагона. Низкий пол не только облегчает задачу перевозки детских и инвалидных колясок, но и значительно увеличивает скорость посадки и высадки пассажиров. Ведь для того, чтобы оказаться в вагоне, достаточно сделать один шаг, а не карабкаться на три ступеньки вверх.
В чертежах существуют ещё два типа вагонов – трёхсекционные восьмиосные вагоны, освоенные современными мировыми производителями. В Петербурге готовы делать аналогичные, но пока от городов поступают заказы в основном на коротенькие четырёхосные вагоны-одиночки. На предприятии надеются, что уже во втором полугодии они смогут предложить городу абсолютно новый по дизайну и конструкции односекционный четырёхосный вагон, который станет достойным украшением улиц города.
Между тем, потребности города в трамвайных вагонах куда выше, чем нынешние заказы. Этот вопрос поднимался ещё в декабре в Смольном - при обсуждении программы «Развития трамвайного движения на 2008-2012 годы». Губернатор особенно обратила внимание на то, что в Санкт-Петербурге должны производиться вагоны европейского уровня, даже если для этого понадобится купить и разобрать до винтика импортный вагон. Между тем петербургские специалисты и без помощи заграничных коллег способны создать современный трамвай. И если в этом году мощности завода пока скромны, то уже с 2009 года, по словам генерального директора ПТМЗ Василия Назарова, завод сможет выпускать не меньше 60 сочленённых вагонов. Сейчас на заводе полным ходом идёт модернизация оборудования как раз под две новые модели ЛВС-2005 и ЛМ-2008, которые унифицированы по многим узлам.
Вагоны обладают не только современным дизайном, но и шагнули далеко вперёд по конструкции кузова и системе управления. На ЛМ-2008 установлен бортовой компьютер с собственной операционной системой. Продуманы мельчайшие детали — даже зеркало можно поправить из кабины, как в иномарке, воспользовавшись джойстиком. А эргономика пульта управления создавалась при непосредственном участии водителей, которые эксплуатировали первые вагоны типа ЛВС-2005. Для этого её макет выполнили из пенопласта, после чего разместили все тумблеры, кнопки и мониторы.
Для наблюдения за салоном и дверьми на вагонах устанавливают 4 видеокамеры, которые в реальном времени транслируют цветное изображение на монитор водителя. Кроме этого, вагоны оборудуют «чёрным ящиком», который будет фиксировать все действия вагоновожатого, что позволит достичь ещё большей безопасности пассажиров.
Аналогов вагонам, построенным на ПТМЗ, пока в России не существует. Между тем новая техника требует и современной подготовки водителей. К сожалению, не все справляются с заумной современной техникой и из уст многих можно услышать ворчание, что зря столько наворотили. Между тем, вся эта электроника позволяет самому экономичному виду транспорта быть ещё дешевле в эксплуатации. Киловатты электроэнергии возвращаются в контактную сеть, а потребление её при разгоне сведено к минимуму. Вагоны с подобной системой управления производят уже несколько лет. Причём требования к такой системе закладываются в условия конкурса не только для трамваев, но и для троллейбусов. Теперь эксплуатирующему предприятию остаётся лишь подтянуть уровень своих работников до уровня вагонов.
Владимир Фёдоров,
Фонтанка.ру
Поделиться