ЗакС решил расширить полномочия своего подручного контрольного органа. Но не торопится делать его самостоятельным юридическим лицом. На последнем апрельском заседании городского парламента был принят законопроект, который позволит Контрольно-счетной палате Петербурга заставлять нарушителей бюджетного законодательства возмещать нанесенный бюджету города урон и отчитываться о принятых к ним мерах. Такое положение вещей устраивает не всех. Особенно — проверяемых.
Идея расширить полномочия КСП Петербурга появилась на одном из заседаний бюджетно-финансового комитета городского парламента, где рассматривалась одна из проверок контролеров. Возник вопрос, как сделать, чтобы выявленные нарушения не просто были «приняты к сведению», а были исправлены, а потраченные неправильно деньги из бюджета города были возвращены. Появилась идея написать законопроект, который позволит КСП вносить представления проверенным получателям бюджетных денег со всеми вытекающими последствиями. Такой документ разработал по поручению главы БФК Владимира Барканова депутат Терентий Мещеряков.
Как говорится в пояснительной записке к документу, «введение указанной формы реагирования направлено на предупреждение и пресечение фактов нецелевого расходования бюджетных средств Петербурга и укрепление бюджетной дисциплины в целом».
Терентий Мещеряков пояснил, что в последнее время, особенно в муниципальных образованиях, появилась практика игнорирования контролеров, которым сначала не предоставляют документов, а потом не замечают выявленных нарушений. Вот для того, чтобы такого отношения к аудиторам не было, депутаты решили, что будет лучше, если проверенные организации в определенный срок (пока не установленный) будут присылать в КСП подробный отчет с перечнем того, что сделано, а что нет. А если отчета не последует, должностных лиц Мещеряков планирует привлекать к административной ответственности. И взимать штрафы до 50 тысяч рублей.
Глава БФК Владимир Барканов, комментируя законопроект, отметил, что документом в целом закрепляется и так сложившаяся практика предоставления отчетов. Но усиливается значимость проверяющего органа, который является структурным подразделением ЗакСа. По его мнению, если по результатам проверки расходования средств есть нарушения, подпадающие под уголовное наказание — этими вопросами должна заниматься прокуратура города и следственные органы. Если речь идет об административной ответственности — с этим вполне может справиться ЗакС.
Однако такое усиление нравится не всем. Ряд бюджетных получателей, которые были недавно подвергнуты проверкам со стороны КСП Петербурга, не довольны выводами, сделанными этим органом. С одной стороны, это понятно — никакой организации не нравится, когда ее обвиняют в нецелевом или даже незаконном расходовании бюджетных средств. С другой стороны, многие организации настаивают на том, что выводы КСП неверны, и поэтому считают, что расширение полномочий палаты преждевременно.
По мнению некоторых экспертов, наделение КСП Петербурга такими полномочиями вообще противоречит бюджетному кодексу и даже является превышением, так как палата является структурным подразделением ЗакСа и большими возможностями, чем этот орган, обладать не может. В то время как сам ЗакС не может привлекать к административной ответственности распорядителей бюджетных средств, а только принимает закон о бюджете.
Другие специалисты считают, что появление такого законопроекта неслучайно и является первым шагом на пути создания принципиально нового контролирующего органа, не привязанного ни к Смольному (где есть Контрольно-финансовый комитет), ни к Комитету финансов (где есть контрольно-ревизионное управление), ни к парламенту. По бюджетному кодексу предусматривается возможность создания самостоятельной контролирующей организации субъекта федерации. Как в столице, где существует Счетная палата РФ, независимая ни от какой иной власти. Однако для реализации этого плана КСП Петербурга необходимо сделать самостоятельным юридическим лицом. Идея преобразований витает в воздухе последние четыре года, но реальных шагов так и не сделано. Оно и понятно: парламентариям не выгодно отказываться от такого структурного подразделения, которое в умелых руках может считаться серьезным оружием в борьбе с нерадивыми расхитителями городской казны. Другой путь — упразднение всех существующих контрольных органов города и создание принципиально нового. Вокруг этого вопроса еще может быть много споров, так как при создании такой организации в первую очередь придется определить, кто его возглавит. А здесь могут столкнуться интересы и Смольного, и ЗакСа, и получателей бюджета, и, возможно, силовых структур города.
Александра Медведева
Фонтанка.ру