Проект реконструкции Невского проспекта еще обсуждается, но, как стало известно «Фонтанке», он станет уже ровно на одну полосу в каждую сторону и парковка на главной магистрали города будет невозможна. Специалисты прогнозируют переезд части офисов, кафе и магазинов с центральной улицы города, а пассажиры предвкушают свободную и чистую дорогу.
После реконструкции Невский проспект станет уже ровно на одну полосу в каждую сторону. Об этом давно говорят и вице-губернатор Петербурга Александр Полукеев, и чиновники из комитета по транспорту. Дело в том, что на главной улице Северной столицы уже давно собираются дать свободу общественному транспорту по примеру Лиговского проспекта. Только вот выделенные полосы появятся не посередине, а по краям проспекта. То есть с ноября парковаться на Невском будет попросту невозможно. В связи с этим специалисты прогнозируют переезд офисов, кафе и магазинов с центральной улицы города, а пассажиры предвкушают свободную и чистую дорогу.
Напомним, комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга в феврале 2008 года сообщил о том, что у Невского проспекта закончилась гарантия и его необходимо капитально ремонтировать. По словам председателя КБДХ Олега Виролайнена, ремонт должен начаться в начале лета, а закончиться в ноябре. Сейчас проходит заключительный этап конкурса на подрядчика работ. На время ремонта вместо 8 существующих полос будут работать только 4 по одной стороне улицы. То есть, пока будут делать правую сторону, автомобили поедут по левой в обе стороны, и наоборот. В это же время начнутся работы по мощению гранитной плиткой тротуаров - от площади Восстания до площади Александра Невского. Кстати, сами площади тоже покроются новой плиткой и асфальтом, а с помощью «Ленсвета» вдоль всего проспекта появятся новые фонари. По предварительным подсчётам, стоимость капитального ремонта составит 500 миллионов рублей.
Примерно в ноябре, после того, как Невский проспект откроется после капитального ремонта, отрезок от площади Восстания до Дворцовой площади лишится двух полос — крайней, прилегающей к тротуарам с каждой стороны. Там будут ходить автобусы и троллейбусы и, в исключительных случаях, спецмашины. Пока проект на стадии обсуждения, однако, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», вопрос выделения именно правых полос исключительно под общественный транспорт уже решённый. Осталось только определиться, что именно будет отделять «дорогу для автобусов» от основного потока машин.
Практика применения подобных полос на улицах города показывает, что обычной сплошной полосы на дороге не хватает – если человек стоит в пробке, его может не остановить разметка. На выходе получается ситуация, сложившаяся на Большом проспекте или Большой Пушкарской улице на Петроградской стороне. Как ни пытались сотрудники ГИБДД приструнить нерадивых водителей, ничего не помогает. Дело в том, что штраф за такое правонарушение по действующему административному кодексу РФ составляет всего-то 100 рублей.
Есть и другой пример – Лиговский проспект. Однако там выделенная полоса находится посередине дороги, на разделительной полосе. Там просто установили забор, обеспечили подход к остановкам и пустили по трамвайным путям автобусы. В планах комитета по транспорту организовать такое движение и по проспекту Испытателей, Косыгина и другим улицам, имеющих вынесенные трамвайные пути.
Невскому такой вариант не подходит – забор по центру проспекта устанавливать не то что неэстетично – опасно. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» специалисты из ГУ «Дирекция по организации дорожного движения», есть несколько проектов, которые обеспечат «неприкосновенность» крайним полосам центральной улицы Петербурга. Самый вероятный – это высокий бордюр, который внешне напоминает «лежачего полицейского». При большом желании спецавтомобили смогут попасть на полосу. Другому же транспорту въезд будет запрещён.
Ещё в конце прошлого года комитет по транспорту озвучил свою позицию по организации автобусного и троллейбусного движения по Невскому проспекту. По мнению чиновников, удавшийся опыт реконструкции Лиговского проспекта, где весь общественный транспорт был пущен по выделенной полосе посередине дороги, нужно внедрять и на других перегруженных магистралях города. Лиговский стал, так сказать, эталоном. По прошествии времени оттуда практически полностью ушли маршрутные такси, причём как аккредитованные, так и те, что не имели договора с городом: по экономическим мотивам. Дело в том, что социальный транспорт дешевле маршрутки, как считается, из-за его скорости. В конкретном случае получилось, что вместимые автобусы и трамваи ездят гораздо быстрее своих маленьких собратьев (которых на "выделенку" не пустили), а за забором, отделяющем разделительную полосу от остального транспорта, маршрутные такси стоят в пробках. Руководство комитета по транспорту утверждает, что после появления спецполосы сразу же начала заполняться перехватывающая парковка возле станции метро "Ладожская".
Собственно, чиновники и не скрывают, что организация выделенных линий – вытеснение личного автотранспорта с улиц города. И удар наносится по основным магистралям, таким, например, как Невский проспект. Сейчас комитет по транспорту отказывается давать какие-либо комментарии до того момента, пока не пройдёт совещание.
В пресс-службе вице-губернатора Полукеева «Фонтанке» сообщили, что пока ничего конкретного, кроме того, что «выделенка» действительно будет, озвучить пока не могут – как таковой проект будет обсуждаться в конце мая на рабочем совещании в Смольном. В комитете по благоустройству и дорожному хозяйству разъяснили, что ясность появится после того, как закончится конкурс, который определит подрядчика по проведению ремонта Невского проспекта и до этого момента ничего определённого не будет озвучено. Однако председатель КБДХ Олег Виролайнен ещё в феврале называл имена фаворитов: среди асфальтоукладывающих - это «ВАД», Среди тех, кто занимается мощением, это «Возрождение».
Тут возникает несколько вопросов.
Первый - куда денутся строительные заборы, которые сейчас, собственно, занимают крайнюю правую полосу в районе «Невского паласа» и крайнюю левую в районе пересечения с улицей Восстания? Как рассказали специалисты из ГУ «ДоДД», это – не проблема. Существует несколько вариантов технологии строительства, при которых можно обойтись и без ограничения движения. Они уже предложены подрядчику и правительству города.
Второй вопрос – это парковка. Если сейчас посмотреть на Невский проспект, то можно с уверенностью сказать, что те самые полосы, которые городом отдаются под автобусы и троллейбусы, целиком и полностью заняты припаркованными автомобилями. Причём не только работающих в центре, но и отдыхающих. Где после капремонта проспекта можно будет оставить транспорт, пока неизвестно.
Видимо, действительно, на перехватывающей парковке и начинать пользоваться общественным транспортом. Сам же Невский становится просто транзитной дорогой, через которую можно проезжать только насквозь, нигде не останавливаясь. Кстати, в центре перехватывающих парковок нет ни одной и пока даже не планируется. Она вообще всего одна в городе — на Ладожской. Хотя в этом году комитетом по транспорту планируется открыть ещё 2 — в Купчино и на Парнасе. Это планировалось сделать сразу после того, как проездной билет на общественном транспорте станет единым, то есть электронным. Событие это произошло ещё 1 мая , однако о новых открытиях пока ещё ничего не слышно — видимо в Смольном хотят сделать сюрприз.
Председатель автоклуба «А-24» Денис Шубин прокомментировал идею выделенной полосы на Невском проспекте: в том виде, в каком её представляют чиновники из комитета по транспорту и вице-губернатор, никому не принесёт ничего хорошего. «Магазины, кафе просто не вытянут и будут вынуждены уйти с центральной улицы. Остаётся 2 варианта – либо отказаться от проекта и оставить всё так, как есть, либо приспосабливать под парковку тротуары и таким образом вытеснить с Невского проспекта всех пешеходов. Третьего не дано», - резюмировал Шубин.
Глава общественной организации "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов считает нововведение не чем иным, как «воровством жизненного пространства у автомобилистов». «У нас хотят «оттяпать» проезжую часть. Однако я думаю, что какие заборы не ставь, ездить по крайним полосам всё равно будут – найдут лазейку. Пока у сотрудников ГИБДД нет права лишать водительского удостоверения за выезд на полосу для общественного транспорта, последний там ездить будет», - рассказал правозащитник. Он также напомнил, что на большей части Невского проспекта парковка и сегодня запрещена.
Правда, петербуржцы, которые личного автомобиля не имеют, считают появление «выделенки» правильным решением.
«Попробуйте проехать через Невский проспект часов эдак в шесть вечера. Пешком за это время можно пройти туда и обратно».
«Общественный транспорт в том виде, в котором он существует в центре, сейчас попросту бесполезен: зачем он нужен, если ездит в час по чайной ложке? Если будет подобная «выделенка», в нём появится хоть какой-то смысл».
«Подобный опыт уже был применён за рубежом и сейчас не вызывает ни у кого нареканий. Если наши чиновники учтут все плюсы и минусы западной схемы, это будет просто замечательно. А личные автомобили из центра города нужно вообще убирать, причём давно».
Такие комментарии мы получили от пешеходов.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Поделиться