Ровно год прошел с того момента, как петербургский КГИОП показал концепцию приспособления Крюковских казарм для Военно-морского музея. На днях на стройплощадку нового музея зашли губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и министр обороны Анатолий Сердюков. Напомним, что джентльменскую договоренность о том, что город выделяет деньги на реставрацию казарм, а Министерство обороны - на перевозку и установку экспонатов, губернатор заключила еще с предыдущим министром - Сергеем Ивановым. По словам главы петербургского комитета по строительству Романа Филимонова, Анатолий Сердюков подтвердил обещание Иванова, и обе «высокие договаривающиеся стороны» остались довольны ходом работ. Сегодня этот ход показали и журналистам.
Как заявил Роман Филимонов, подготовленный «АМ-Интарсия» проект фактически согласован со всеми комитетами - концепция одобрена, и сейчас все уже перешло на стадию рабочей документации. Сами же работы сейчас от стадии «разборка» уже добрались до стадии «новое строительство».
Правда, судя по всему, никакого письменного распоряжения о переезде своего музея Министерство обороны так и не издало — по крайней мере, главе петербургского комитета по строительству об этом ничего не известно. Впрочем, по его мнению, этого и не требуется — договоренности достаточно. Однако, как говорит архитектор проекта Александр Миронов, деньги, которые могут потребоваться на переезд, вполне сопоставимы по масштабам со всеми реставрационными и строительными работами. Эта сумма на данный момент составляет 2,8 миллиарда рублей городского бюджета (вроде бы предпосылок для того, чтобы выросла и она, пока нет).
Напомним, что предложенная КГИОП концепция предполагает, что фасады казарм по Крюкову каналу реставрируются и сохраняются, точно так же поступят с корпусом по Большой Морской улице. А вот от более позднего корпуса на улице Труда останется только фасадная стена. Впрочем, об этом уже имеет смысл говорить в настоящем времени — корпус уже снесен, и ничего кроме стены, поддерживаемой старыми контрфорсами (но недостаточно старыми, чтобы представлять историческую ценность) не осталось. В процессе строительства атриума во дворе уберут и эти останки — их заменят современными строениями.
Остальные корпуса целы, но освобождены от всех наслоений советского времени — фактически остались только балки и кирпичные стены. О Советской власти напоминает только валяющаяся в груде кирпичей пластинка «Ленин в разливе», историческая надпись «ДМБ -68» на обнаженной поверхности стены по улице Труда, да оставшийся кое-где незамысловатый интерьер.
Впрочем, и интерьер будущего музея не будет особенно помпезным. Как рассказал «Фонтанке» Александр Миронов, никто не собирается делать в Крюковских казармах дворец, которого там никогда не было. По большей части это будут обычные строгие, почти спартанские, современные музейные интерьеры. В залах для временных выставок собираются и вовсе оставить, слегка облагородив, старые кирпичные стены. «Поиграют» с интерьером разве что в вестибюльной части. Зато планируется серьезная компьютерная начинка — в каждом зале компьютеры со справочной системой, из которой можно будет узнать историю экспонатов.
Стены в старых корпусах будут усилены, ведь экспонаты Военно-морского музея: пушки, лафеты, модели кораблей и так далее — все это весит серьезно. По словам главного архитектора, новые балки проектируются из расчета нагрузки 1,2 тонны на квадратный метр. Впрочем и старые, исторические, на которых можно увидеть первые клейма Путиловского завода, оставят. Эту красоту вообще жалко закрывать, так что, возможно, кое-где "на поверхность" выйдут их фрагменты.
Ну и, конечно, новое строение — атриум во дворе, в котором и расположат главный экспозиционный зал, - оно как раз будет решено в стиле хай-тек, в отличие от корпусов, которые просто отреставрируют. Стеклянная крыша в форме то ли лодки, то ли «гребешка», как выразился Александр Миронов, хоть и не будет возвышаться над историческими корпусами, но с определенных ракурсов будет хорошо видна (это отражено в проекте). Иначе никак — некоторые экспонаты музея в высоту достигают 14 метров, и в здание меньшей высоты их просто не поставить. «Но мы постарались не менять геометрию стен, а для крыши нового здания выберем стекло, максимально похожее по цвету на кровлю старых корпусов. Ночью этот гребешок будет красиво светиться», - рассказал архитектор.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться