«Беречь государевы деньги» - таким был один из главных наказов, который сегодня дала директору Петропавловской крепости Александру Колякину губернатор Петербурга. Речь шла о реставрационных работах. Валентина Матвиенко по случаю Дня рождения города приехала в Петропавловку. С трибуны она хвалила и благодарила всех участников процесса, но в кулуарах разговор получился жесткий.
«Беречь государевы деньги» - таким был один из главных наказов, который сегодня дала директору Петропавловской крепости Александру Колякину губернатор Петербурга. Речь шла не о находящемся на территории крепости Монетном дворе, а о реставрационных работах. Валентина Матвиенко по случаю Дня рождения города приехала в Петропавловку, чтобы принять очередную большую серию объектов. С трибуны она хвалила и благодарила всех участников процесса — КГИОП, директора музея, подрядчиков, комитет по культуре. Но в кулуарах разговор получился жесткий.
Как оказалось, губернатор очень хорошо знакома с результатами работы КСП в музее. Поэтому, услышав от Александра Колякина, что на реставрацию дома номер 11 (бывшего главного казначейства) нужно еще 27 миллионов рублей, Валентина Матвиенко сразу же отрезала — «12, не больше». «Прекратите использовать реставрационные расценки там, где нужен обычный ремонт. Прекратите называть мне нереальные цифры. Бюджет не резиновый, а нам еще столько нужно восстановить», - гневалась губернатор.
Масштабная реставрация в Петропавловской крепости вызывает неоднозначные чувства. Вторым наказом, выданным Валентиной Ивановной Колякину и Вере Дементьевой, была фраза «тут все должно блестеть и сиять, не позорьте меня перед гостями города». В крепости, где еще месяц назад была большая стройка, сейчас, действительно, блестит и сияет почти всё — реставраторы предугадали, чего от них хочет губернатор Петербурга. Только вот это «всё» выглядит немного ненастоящим.
Я не настаиваю на своем ощущении, может быть, так и надо. Но выбранный вариант, в котором реставраторы просто «залепили» старинные кирпичные стены штукатуркой, а затем буквально нарисовали на ней новый «кирпичный рисунок», кажется, во-первых, не самым дешевым. А, во-вторых, крепость производит впечатление совсем не старинной, а только что построенной. Достаточно взглянуть на еще не обработанные таким образом стены, чтобы возникло совсем другое ощущение. А если подойти к находящемуся напротив Артиллерийскому музею, то станет ясно, как мог бы жить старый кирпич и в крепости. Хотя, возможно, реставраторы и правы — место, с которого начинался город, должно быть «вылизано».
Глава КГИОП Вера Дементьева беспокойство «Фонтанки» по этому поводу не поддержала и сказала, что её больше волнуют «высолы» (это когда соль выступает на поверхность — ред.). Проблема, действительно, серьезная: месяц назад на фасадах уже отреставрированных и сданных зданий можно было видеть белые солевые разводы, уродующие их внешний вид. Когда корреспондент «Фонтанки» пытался выяснить, из-за чего возникла эта проблема, наши эксперты предположили, что дело, возможно, в некачественной краске. На фасадах Петропавловки, не апробировав и в больших масштабах, использовали краску одного из российских производителей. Возможно, в ней оказалась просто-напросто негашеная известь. В общем — краска местами потекла. Сейчас почти все эти места покрасили заново, и остается ждать, как поведет себя краска на этот раз.
Еще один спорный момент — огромные масштабы мощения. По крайней мере, в советское время такого мощения в Петропавловке никогда не было. На благоустройство, включающее и эти работы, ушло 500 миллионов рублей, позаимствованных у Международного банка реконструкции и развития. Руководство «Возрождения» сегодня с гордостью заявило, что замостило 47 тысяч квадратных метров — в 4 раза больше, чем на Невском. И не собирается останавливаться на достигнутом. Еще до приезда губернатора началось рабочее совещание, «Возрождение» предлагало КГИОП за свой счет, в качестве «подарка Колякину», замостить и Нарышкин бастион. КГИОП отбивался от такого подарка — бастион надо делать целиком, иначе в казематы пойдет вода. Но реставраторы не успокоились и предложили тот же самый «подарок» губернатору. Валентина Матвиенко, не зная всех подводных камней (или, точнее, подземных ходов), согласилась. Впрочем, по лицу Веры Анатольевны Дементьевой можно было предположить, что этого проекта пока все-таки не будет.
А будут в ближайшее время работы в Великокняжеской усыпальнице, которые Валентина Матвиенко хочет видеть законченными еще в этом году. КГИОП уже объявил конкурс на 138 миллионов рублей на реставрацию фасадов, крыш, малого купола, восстановление инженерных сетей основного объема здания и ограду Парадного двора (курдонера). Объект многострадальный, им занимался Росстрой, но не доделал его, и теперь уступает место городским властям. В 2003-м году там вообще произошло ЧП — в помещении усыпальницы и на Главный купол были установлены леса для обследования, однако из-за того, что помещение в течение трех-четырех месяцев не проветривалось, по всей плоскости стен и строительных лесов со старых участков протечек распространились плесневые грибы. В общем, проблем будущим реставраторам хватит. Кто именно будет работать в усыпальнице - пока неизвестно, но среди претендентов наверняка будут и уже ведущие там работы «Петр Великий», и «Интарсия», и «Лапин Энтерпрайз» и даже занимающаяся сейчас Ораниенбаумом компания «Деметра».
Впрочем, хватит негатива — Петропавловка, действительно, очень изменилась за последние годы. На Иоанновском равелине, например, «Интарсия» восстановила историческую аппарель, утраченную еще в 1829 году. Получилась новая замечательная обзорная площадка, которую уже опробовала губернатор. «Будем надеяться, что каждый год к Дню рождения города Петербург будет получать отреставрированные объекты в Петропавловской крепости», - заметила во вторник губернатор. Будем надеяться. Главное, чтобы не одни и те же.
P.S. На фото процесс работ в Петропавловке месяц назад.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру