На российские экраны вышел фильм братьев Вачовски «Спиди-гонщик» - ремейк известного мультсериала и первая работа создателей «Матриц» за последние три года. После картины «V значит Вендетта» от Энди и Ларри Вачовски ждали чего-то совсем уж невероятного и неожиданного. И получили, хотя, в достаточно необычной форме…
Замкнутый белобрысый школьник Спиди (знакомый по «Войне» Николас Элиа, взрослым его играет звезда «Альфа Дога» Эмиль Хирч) только и делает, что рисует машинки, а идеал его – родной брат Рекс (Скотт Портер), подтянутый гонщик. Растет парень в семье сплошь «гоночной»: отец (колоритный толстяк Джон Гудман) конструирует машины, мама (Сьюзан Сарандон) болеет, как может, за свое чадо. В один прекрасный день Рекс в результате махинаций гоночной мафии гибнет на трассе, а Спиди вырастает и занимает место в борьбе с нечестной игрой. И, конечно, становится живой легендой гонок.
Выбрав для ремейка такой, мягко говоря, необычный «первоисточник» как мультсериал (у нас, кстати, вышедший под названием «Спиди Рейсер»), братья Вачовски, казалось бы, ступили на зыбкую почву. Что делать, когда сюжетов море, и как свести их воедино? История настолько неправдоподобна, что, кажется, даже кинематографу неподвластна. Наконец, мультик – это вам не фильм полувековой давности: сравнений с оригиналом не избежать. Но парочка режиссеров-затворников, которых, кажется, публика и в глаза-то видела всего пару раз, на этой зыбкой почве чувствует себя на удивление комфортно. Много сюжетов? И ладно: все равно все примерно одного плана, объединить – немудрено. Неправдоподобно? Тем лучше: можно сделать первоклассный аттракцион для всей семьи. Зрители припоминают мультик? Ну и что, снимем так, что забудут вообще, что такой был!
Мало кто умеет сделать из кино праздник так, как Вачовски. Их фильмы – как червонцы, всем нравятся и заманчиво блестят: не устоит ни профессор философии, ни поклонник «Бивиса и Баттхеда». Начиная с «Матрицы», граница между пресловутым «элитарным» кино и, прости господи, попсой - напрочь стерта. Попса оказалась по-своему элитарна, а элитарность – попсова до ужаса. Так что хотите - ищите философские подоплеки и влияние философов-постструктуралистов, хотите – попкорн кушайте, не стесняйтесь!
Но если в «Матрице» эта толерантность была максимально гармонична, а в «Вендетте» умность и изощренность превалировали над зрелищностью и попсовостью, то в «Спиди» зрелищности пруд пруди - она правит балом. Вачовски демонстрируют свои способности сделать из кино чупа-чупс, конфетти и прочие цветные побрякушки. Поэтому «Спиди» - редкий за долгое время фильм, который можно без натяжки назвать «семейным», не имея в виду, что, пока родители хихикают над пукающим Шреком, дети разглядывают наряды принцессы. У Вачовски все гармонично: дети рады, родители сами, как дети, визжат от эмоций и кидаются друг в друга эмэндэмсом.
Вачовски не открещиваются от мультика, а воссоздают его на экране. Только – средствами кино, точно зная, подействует сильнее. По яркости «Спиди» сравним разве что с «Чарли и шоколадной фабрикой». Только тут кричащие цвета дополнены рваным тесным монтажом, психоделическими визуальными эффектами (гигантские воронки, напоминающие леденцы спирали), то и дело внизу экрана появляются комментаторы гонок… Весь этот карнавал Вачовски делают таким насыщенным, что после фильма оказываешься примерно в том же состоянии, как после похода в парк аттракционов: во рту вкус сахарной ваты, голова кругом, мутит, но вообще-то было весело. Надо как-нибудь еще разок съездить.
Иван Чувиляев,
Фонтанка.ру
Поделиться